Особняк Кшесинской
Любовница последнего российского императора знала толк в роскоши. У Матильды было несколько арендованных особняков. Первый из них не носил ее имени. Здание тогда снял влюбленный в танцовщицу Николай Романов, когда он был еще цесаревичем. Тот особняк Кшесинская не любила. Может, мучила вина перед своим отцом?
Известный польский танцовщик Феликс, узнав о ее романе с венценосной особой, поседел за ночь. Причиной тому были не амурные похождения дочери, а предсказание старой гадалки, что после романа кровиночки с братьями из царской семьи род Кшесинских угаснет. Новый особняк балерина построила на свои деньги. Над проектом здания в стиле северный модерн работал Гоген.
Не художник, а выдающийся русский архитектор, благодаря кому в Петербурге появились мечеть, музей Суворова и другие интересные здания. В интерьерах роскошного особняка угадываются черты неоклассики, ампира. После революции дворец у хозяйки новая власть быстро отобрала, основательно ограбила в поисках клада Романовых.
Позже его роскошные интерьеры были восстановлены, доступ в музейное здание открыли для экскурсий. Интересный нюанс: единственный сын Матильды и Николая (а, возможно, одного из его близких родственников, ведь те тоже встречались с Кшесинской) умер молодым при странных обстоятельствах во Франции.
Как доходные дома перекроили европейские города
Ещё в Древнем Риме существовали инсулы — большие, в два-пять этажей, здания, жилые помещения в которых можно было арендовать. Но настоящий бум доходных домов пришёлся на девятнадцатый век и начало двадцатого.
В это время Европа переживала промышленный подъём. Вчерашние крестьяне переезжали из деревень в города, чтобы работать на новых заводах и фабриках, и им нужно было где-то жить. А владельцы предприятий искали способы с выгодой инвестировать свои капиталы. Доходные дома решали проблемы и тех, и других, поэтому их строили особенно активно. В XIX веке 80% всех построек Петербурга составляли именно такие дома.
Усадьба Марьино
Уникальное место в пригороде Петербурга нередко называют одной из визитных карточек Тосненского района Ленобласти. Оно находится между двумя деревеньками и когда-то принадлежало знаменитой династии промышленников Строгановых. Потому у Марьино есть второе, не менее известное, название: Строганово.
Усадьба позже перешла во владение рода Голициных, они вкладывали в поместье тоже баснословные деньги. Архитектура Марьино точно отражает дух разных имперских эпох. В ее мотивах явно ощущается влияние европейских и российских школ. При этом объекты комплекса удивительно гармонично вписываются в окружающий пейзаж.
Дорожки парка в Марьино манят пройтись, полюбоваться беседками, деревьями, водной гладью прудов, каналов, грандиозным каменным мостом и легкими изящными мостиками. В разное время на этой территории находились государственные учреждения. В наши дни она является частной собственностью, здание обрело статус гостиничного комплекса. Сегодня в Марьино проводят праздники, семейные торжества, созданы условия для VIP-отдыха.
Усадьба Марьино
В числе удобств ресторан, общая кухня и общий лаундж
9,2
Хорошона основании 111 отзывов
Забронировано сегодня 2 раза
Показать цены
Дача Громова
На Петроградской стороне Петербурга в знаменитом Лопухинском саду находится одна из достопримечательностей города, известная как дача Громова. Двухэтажное деревянное здание в стиле ранней эклектики с элементами классицизма построил архитектор Г. Винтергальтер в 1850 г. А назвали его в честь одного из владельцев сада – российского купца Василия Федуловича Громова.
Громов, которого считали «королем лесной торговли», был образованным человеком, известным меценатом и благотворителем. Он разбирался в музыке и живописи, любил ботанику. В дачном особняке была устроена картинная галерея и музыкальный зал, где не раз выступали многие петербургские знаменитости, особенно из труппы Мариинского театра.
Купец был хлебосольным и гостеприимным хозяином, у него в гостях любили бывать известные актеры и литераторы, а неимущие студенты Консерватории жили на даче постоянно.
Став хозяином Лопухинского сада, Громов превратил его в красивейшее место с лабиринтами аллей, фонтанами, таинственными гротами, прудами и беседками. Он выстроил музыкальный павильон и оранжерею, во многом не уступавшую знаменитому Ботаническому саду. Сама дача тоже была круглый год украшена цветами.
Американские послы, посетившие особняк в 1866 г., описывают его как «нечто великолепное и волшебное, выстроенное мастерски и с большим вкусом». Их восхитили экзотические растения, статуи и все внутреннее убранство дома.
Сегодня дача Громова отреставрирована практически полностью, в ней ощущаются дыхание и атмосфера XIX века. Осматривая здание, можно увидеть много интересного: цветные витражи и ажурные решетки на окнах, красивую лепнину, резную деревянную отделку фасада и внутренних комнат. Сохранилась и часть старинной мебели.
Интерьеры 1870-1900-х годов
Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.
В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.
Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.
Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное ). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.
В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.
Малиновая гостиная
(1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.
Кабинет
(1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.
Столовая
(1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В.П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.
Кленовая гостиная
(1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.
Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.
, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Интерьеры 1800-1830-х годов
В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.
Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.
Анфиладу комнат в экспозиции открывает (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».
Образцом для Портретной
(1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.
Кабинет
(1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.
Столовая
(1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.
Спальня
(1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.
Будуар
(1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.
Прообразом Гостиной
(1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.
Кабинет молодого человека
(1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с , которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.
Что такое доходный дом в дореволюционной России?
История арендного жилья тесно переплетается с возникновением и укрупнением городов. Стихийный рынок арендного жилья формировался из квартир, сдаваемых в аренду из нужды или от невозможности быстро продать недвижимость. Арендаторов селили в половине собственного дома, сдавали внаем несколько комнат с пансионом или отдельные этажи.
Строить доходные дома целенаправленно, для получения прибыли, стали в Европе в 18 веке. Россия подошла к этому на столетие позже в силу особенностей исторического развития аграрного государства. К середине 19 века в крупных российских городах строительство доходного дома стало бизнесом. В таких квартирах проживали 8 городских семей из 10.
Стоимость и качество арендной жилой площади разнилось в зависимости от статуса и места расположения дома, от этажа проживания, от предоставляемого жильцу «пансиона» (услуг, обедов). Для проживания в такой квартире не требовалась прописка. Все расходы по содержанию доходных домов ложились на их владельца, он же устанавливал плату.
Инвестиции в доходный дом были крайне выгодными, а иметь такой бизнес считалось престижным. Дома назывались по фамилии хозяев.
Строительство доходных домов велось по схожим проектам:
- Дом возводился в несколько этажей, но был одно или двух подъездным.
- Для хозяйственных нужд и прислуги была черная лестница.
- Внешнее украшение большинства строений предусматривалось только для фасада, внутренняя часть дома и двор был обустроен минимально.
- На первых этажах могли размещаться магазины, ателье, конторы, мастерские, салоны, склады или фешенебельные рестораны.
- Второй и третий этаж занимали чиновники, купцы, лавочники, владельцы заводов.
- Мансардные комнаты и чердак сдавался актерам, студентам и прочим жильцам, кому это было по карману.
Однако упрощенная архитектура и планировка доходного дома не была повсеместной. В Санкт-Петербурге и Москве многие бывшие доходные дома сегодня являются памятниками архитектуры, культуры, искусства. Это дом Энгельгардта на Невском проспекте, дом Басина на пл. Островского, дом Розинштейна на Большом проспекте Петроградской стороны. Московские дома: купца Исакова на Пречистенке, Чайный домик на Мясницкой улице. Меблированные комнаты и квартиры внаем составляли более 40% жилья в больших городах.
Меценаты вкладывали деньги в строительство домов «для бедных» по всей России. Были и социальные доходные дома, которые содержало государство. Селились там малоимущие граждане, аренда для них была бесплатной. Качество подобного жилья было ниже критики, но, тем не менее, оно функционировало. В послереволюционной России все квартиры были национализированы и распределялись государством. Сегодня говорить о рынке доходных домов в нашей стране можно как о зарождающемся бизнесе, не более.
Что общего между у современных арендных домов с дореволюционными доходными
Подводя итог, что общего мы видим у современных арендных домов с дореволюционными доходными?
Светлана Рябова: Очевидно, что и дореволюционные доходные, и современные арендные дома предназначены для сдачи в наём и построены специально с этой целью. Как и ранее в доходных, в арендных домах не предусмотрена продажа квартир частным лицам. В доходных домах владельцы обычно нанимали управляющего, в арендных домах квартиры сдают через специальную управляющую компанию, которая полностью берет на себя обслуживание дома. Судя по тому, что пишут про современный проект, квартиры в арендных домах, как и до революции в доходных, можно снять и с «обстановкой», и без. Да и уровень комфорта, местоположение, наличие или отсутствие государственных субсидий предполагают, что арендные дома будут иметь успех у квартиросъемщиков совершенно разного материального положения и статуса.
Тайны особняка Брусницыных
Это может показаться невероятным, но в Санкт-Петербурге есть удивительный особняк, о котором не знают даже многие жители города. Этот памятник архитектуры — настоящая жемчужина, полная тайн и мистики, о которой не написано в путеводителях.
Лепной декор интерьера особняка Брусницыных.Белый зал
Кожевенный магнат
Юго-Западная часть Васильевского острова и в XVIII в. являлась промышленной окраиной. Называлась она Чекуши. В 1844 г. здесь, на углу Кожевенной и Косой улиц, приобрел дом купец Николай Мокеевич Брусницын. Через три года он основал собственное кожевенное предприятие и стал лидером отрасли. Снаружи дом выглядел достаточно просто и непрезентабельно, но интерьеры его были великолепны и отделаны с большим вкусом. По роскоши они даже могли поспорить с лучшими дворцами столицы. А находящаяся при особняке оранжерея с растущими орхидеями и ананасами славилась на весь Санкт-Петербург.
Особняк Брусницыных сегодня
Когда-то здесь находились кожевенное производство и большое количество товарных складов, на которых хранилась в том числе и мука. Чтобы слежавшемуся от сырости продукту придать товарный вид, его разбивали небольшими деревянными молотками — чекушами. Отсюда и название района.
Таинственная роскошь
У Николая Брусницына было восемь детей: пять дочерей были выданы замуж за купцов известных фамилий, а трое сыновей — Николай, Александр и Георгий — остались жить с отцом. Здание пришлось перестроить. Теперь в плане оно имело вид буквы Ш: во флигелях жили братья со своими семьями, а в главном корпусе — сам купец. Вскоре братья Брусницыны организовали товарищество кожевенного завода «Брусницын Н. М. с сыновьями». Успешное предприятие позволяло купцам жить на широкую ногу. Известно, например, что Александр Брусницын купил белоснежную яхту «Астарта», на которую претендовал наследный шведский принц. Однако путешествовать на ней никто не стал: все члены семьи страдали морской болезнью.
Старинные зеркала бережно хранят все,что видели на своем веку
Ходили слухи, что в особняке когда-то висело зеркало из усыпальницы самого графа Дракулы. Все, кто в него смотрелись, испытывали неприятное ощущение. Купец не был суеверным, но потянувшаяся череда неприятностей заставила его убрать злосчастный предмет. Еще одно знаменитое зеркало и сегодня находится в кальянной комнате, выполненной в мавританском стиле. Говорят, если стать в определенный час под старинной бронзовой люстрой так, чтобы видеть свое отражение, то можно загадать желание, которое непременно сбудется. Были в особняке и тайные ходы. Один из них ведет из столовой в красную бильярдную. Другие пока не обнаружены.
Виды доходных домов
Строительство многоквартирных арендных домов может производиться за средства одного или нескольких индивидуальных вкладчиков. Также и государство может принимать участие в возведении здания или полностью строить такой объект.
По этому критерию доходные дома разделяются на такие категории, как:
- муниципальные;
- частные.
Договора на проживание в них разделяются, соответственно, на коммерческие и социального найма.
Социальный наем предполагает получение жилья от государства с низкой арендной платой. Имеет право на такие преференции ограниченное число потребителей, в основном, льготники.
Чаще всего это жилье отличается низким качеством постройки и отделки. Это обычно вторичный фонд недвижимости, имеющий большой процент износа.
Коммерческий наем предлагает более комфортное жилье повышенного качества. Цены на такие объекты формируются в свободной рыночной системе. Квартиру в таком доме может снять каждый человек. Главное — платить вовремя и рассчитывать свои финансовые возможности.
Доходные дома, в зависимости от площади, набора услуг, сроку окупаемости и другим характеристикам, делятся на несколько категорий:
- многоквартирные — состоят из множества квартир, площадь всего объекта и этажность может быть ограничена только техническими стандартами, средняя доходность таких домов составляет 5 % годовых;
- гостевые — чаще всего это 2 или 3-этажные дома площадью 300 м², разделенные до 10 жилых секций, строительство дома обойдется в 1,5 миллиона рублей, окупаемость составит 3-4 года, характерной особенностью гостевых домов является то, что их собственники часто и сами проживают под одной крышей с постояльцами;
- таунхаусы — апартаменты с отдельным входом, могут быть 2-этажными, поэтому 1 и 2 этажи могут сдаваться разным хозяевам, стоимость строительства составляет от 10 миллионов рублей, окупаемость — примерно 5 лет при высоком качестве сдачи готового объекта;
- хостелы — небольшие жилые дома или просторная квартира, переоборудованная под домашние гостиничные номера, в которых размещается несколько человек с общим санузлом. Затраты на переустройство под хостел готового объекта достигают 500 тысяч рублей, окупаемость составит 1,5-3 года — это зависит от популярности заведения и наличия постояльцев;
- мини-отели — это жилье гостиничного типа, в которых номера сдаются на небольшой срок, предоставляется минимум услуг, прибыль приносит сдача помещений и предоставление дополнительного сервиса.
Доходные дома москвы 19 века. Москва. Доходные дома. Как все начиналось
Доходные дома в XIX веке являлись выгодным вложением. Деньги достаточно быстро окупались. Да и московские власти поощряли жилищное строительство
В начале XIX века Москва была большой деревней: в большинстве своем это небольшие деревянные дома, лачуги на окраине, огороды. Пожар 1812 года практически уничтожил эту Москву. Городу нужно было восстанавливаться и решили делать это по-новому.
Теперь строятся многоэтажные здания. Ну как многоэтажные – 5-6 этажей максимум. И не просто дома, а, квартиры в которых сдаются в наем гражданам. До 40% московского жилья в то время составляли именно доходные дома. Такой подход к строительству был вызван необходимостью, т.к. численность Москвы с 300 тысяч человек в начале XIX века выросла до миллиона к его концу. Жилищный вопрос стал одним из наиболее важных городских вопросов.
Вообще, историки говорят, что первые доходные дома в России появились еще в XVIII веке, но массово они начали строится все-таки в конце XIX века. Бурное жилищное строительство началось в восьмидесятых годах XIX века и закончилось до Первой мировой войны. Темпы строительства, утверждают историки, превысили темпы рождения в Москве (Москва, между прочим, тогда занимала первые места по рождаемости в мире!).
Строительство доходных домов было выгодным для их собственников. Все вложенные средства достаточно быстро окупались. Да и м осковские власти поощряли такое строительство и создавали благоприятные для него условия.
Городская власть сама обеспечивала инфраструктуру: мощение улиц, прокладку коммуникаций. Только после того, как земельный участок был готов, он мог выставляться на продажу или сдаваться в аренду .
Арендная плата в доходных домах была разная.
Очень разная, т.к. и сами дома были разные. Это были и элитные дома, расположенные в центре Москвы, и дешевые дома для рабочих на окраинах Москвы. Собственных квартир у рабочих тогда не было. До 40% рабочих семей Москвы арендовали отдельные квартиры, остальные – 1-2 комнаты в квартире .
Стоить отметить, что городские власти пытались коммерческим способом строить и совсем дешевое массовое жилье.
Но попытки не увенчались успехом.
Правда, несколько дешевых домов, в том числе для бесплатного проживания самых обездоленных жителей, в Москве имелось. Как правило, содержала такие дома городская власть. Но были и богатые меценаты. Самый крупный бюджетный доходный дом располагался на Софийской набережной напротив Кремля. Назывался он Бахрушинский дом и был построен братьями – фабрикантами.
Кстати, когда началась Первая мировая война, московские власти директивно запретили собственникам доходных домов поднимать арендную плату.
К 1913 году Москва насчитывала около 500 доходных домов.
После революции доходные дома утеряли свое значение, в первую очередь, потому что частную собственность отменили. Пришла новая эра.
Как начиналась “наша” история
1917 – « Богатой квартирой считается… всякая квартира, в которой число комнат равняется или превышает число душ населения, постоянно живущего в этой квартире » (В.Ленин).
1919 – Установлены нормы жилой площади в 9 кв.м на человека. Все сверх изымается.
1923 – Введен размер платы за квартиру, разная плата. Больше всего платят « лица, живущие на нетрудовые доходы ».
1924 – Определены категории: некоторые больные, которым нужно отдельное помещение; ученые; госслужащие; « ответственные сотрудники “; бывшие каторжане; и ( ред. – неожиданно ) « вольно практикующие врачи ».
Доходные дома в России
В 19 в. на российском рынке существовала обширная сеть доходных домов, рассчитанных на широчайшую аудиторию клиентов, достаточно вспомнить влачащего жалкое существование Раскольникова у Достоевского, и булгаковского профессора Преображенского, который жаловался на убранный ковер в парадном после революции.
По логике, рентабельность подобного бизнеса зависит от состоятельности клиента, но из этого правила есть исключение. Это жилье низкого качества: ночлежки, каморки, комнаты для нескольких семей, перегораживаемые мебелью или шторами. Такие «доходные дома» приносили самую высокую рентабельность. На сегодняшний день ситуация мало изменилась — в ряде российских городов один кв. м ветхой «гостинки» может стоить значительно дороже метра приличной трехкомнатной новой квартире.
Параллельно и в позапрошлом веке сформировался рынок социального жилья, дотированного государством или богатыми гражданами, как, например, «Дом бесплатных квартир» на Софиевской набережной в Москве, где сейчас находится головной офис «Роснефти».
Для проживания в доходных домах того времени не требовали ни ордера, ни прописки, ─ только регистрация в отделении полиции. Если арендатор оплачивал жилье своевременно, выгнать его на улицу хозяин не мог. А вот арендатор имел право переехать в другое жилье, если в этом сервис его не устраивал. Из-за за неумелого управления операторами в результате такой конкуренции некоторые доходные дома обанкротились и превратились в трущобы.
Доходные дома в России
Немного истории
Прототипом первых доходных домов Москвы в конце восемнадцатого века стало жилое здание купца Воротникова. На первом этаже располагались торговые лавки и трактир, питейное заведение. Второй этаж занимал сам хозяин строения, а все остальные этажи заселялись служащими или сдавались в аренду. До революции лидером по количеству доходных домов в городах России был Санкт-Петербург.
В России девятнадцатого века они были весьма востребованы среди самых широких слоёв населения – от героя романа Достоевского студента Раскольникова до героя романа Булгакова профессора с мировым именем Преображенского. С приходом к власти большевиков в 1917 году доходные дома были упразднены, а квартиры этих строений стали коммунальными.
Казалось бы, доходность этого бизнеса определяется платёжеспособностью арендатора, но это не всегда так. Речь идёт о низкокачественном жилье – небольших помещениях с перегородками, так называемых клетушках и каморках. В них жильцам предоставлялся самый минимум благоустройства: кухня и умывальная комната общие, отопление и канализация. Такие конструкции зданий обеспечивали высокую доходность. В настоящее время ситуация примерно та же: квадрат малогабаритной гостиничного типа квартиры стоит дороже квадрата трёхкомнатной новой квартиры.
Достоинства доходного дома
Если говорить об управляемости жилых зданий – где она эффективнее, УК, ТСЖ или доходный дом, ответ будет однозначный в пользу последнего. И это логично потому, что коллективная собственность подразумевает множество мнений, и редко когда удаётся прийти к общему решению. Преимущества доходного дома очевидны:
- профессиональное управляющее лицо (юридическое или физическое) одновременно его владелец, материально заинтересовано в эффективном управлении и отличном состоянии дома;
- нет необходимости вести бесконечную борьбу за оплату аренды и коммунальных услуг, арендатор сможет быстро подобрать себе более доступный вариант арендованного жилья, и в доме подбирается постоянный состав арендаторов;
- жильцы не тратят своё свободное время на решение вопросов домоустройства;
- у нанимателя появляется возможность накапливать денежные средства на удовлетворение других своих потребностей;
- отпадает необходимость общения нанимателя с владельцем арендуемой квартиры – собственнику доходного дома (наймодателю) это не нужно.
Возведение государственных и муниципальных жилых зданий для сдачи квартир в аренду позволит устранить множество затруднений. Нуждающиеся в крыше над головой жители города обретут возможность жить хоть и не в своей, но в современной благоустроенной квартире за умеренную плату. Строительство доходных домов государством станет таким демпфером между предложениями на жилищном рынке и спросом на квартиры, и это приведёт к ограничению повышения стоимости жилья.
Кроме того, они создадут серьёзную конкуренцию на сегодняшнем рынке арендного жилья, представленном только лишь большим количеством физических собственников квартир, сдающими их в аренду. Сегодня вся эта деятельность осуществляется в теневой стороне экономики, но с появлением серьёзного конкурента в лице государства ситуация должна измениться и из тени выйдут многочисленные денежные потоки. Уже сегодня намечается тенденция к продаже собственниками жилья, используемого для сдачи внаём – так называемого лишнего жилья, и цены на рынке недвижимости уже не растут, а повсюду отмечается их падение.