Распорядок дня детей по методике Марии Монтессори
Распорядок дня по Монтессори:
7:30 — помогаем малышу проснуться, проводим гигиенические процедуры. Вместе с ребенком подбираем ему гардероб, застилаем постель. Главное условие – никакой спешки.
8:00 – мама готовит завтрак, дети помогают накрывать на стол. После еды дети принимают участие уборке со стола, мытье посуды, перемещении продуктов в холодильник. Мама и ребенок совместно организовывают перекус, подготавливают фрукты, печенье.
9:30 – взаимодействие мамы и ребенка с помощью простых игр, спортивной зарядки, интересной беседы.
9:30-10:30 – самостоятельное обучение в Монтессори среде. Материал для занятий побирается согласно возрасту и определенной тематике. Игры завершаются совместной уборкой игрушек.
11:00 — второй этап взаимодействия мамы и ребенка, совместные игры, чтение книг, заучивание стишков. Общение заканчивается минуткой тишины и уборкой игрушек.
11:30-12:30 – мама собирается с малышом на прогулку или на детскую площадку. Предоставляет ребенку возможность выбрать одежду. Погодные условия не должны становится препятствием для прогулки.
12:30-14:00 – переодевание и туалет после улицы. Совместная подготовка продуктов для обеда. Готовка блюд. Самостоятельное употребление пищи. Для ребёнка сервируется отдельный стол с посудой и приборами. Уборка со стола.
14:00 – 16:00 – чтение книжки перед сном и дневной отдых. При необходимости сон заменяется спокойными играми.
16:00 – 17:00 – занятия творчеством, спортом, музыкой. Творчество подразумевает не только детские занятия, но и помощь маме в хозяйстве. К примеру, пересаживание цветов, сортировка вещей. Несколько раз в неделю проводятся спортивные занятия и, по желанию, обучение игре на музыкальных инструментах.
17:00 – вечерняя прогулка на детской площадке, поход в магазин, в гости и т. д.
18:30 — ужин и времяпровождение в семейном кругу.
21:00 – гигиенические процедуры
Важно, чтобы ребенок самостоятельно выполнял элементарные действия – чистил зубы, мыл руки. Дети самостоятельно переодеваются в пижамы и готовятся ко сну
Достоинства и недостатки методики
Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.
Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.
Преимущества
Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:
- развитие ребёнка происходит без особого вмешательства со стороны взрослых;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- самостоятельное познание окружающего мира;
- предоставление малышам свободы и независимости;
- отсутствие критики и наказаний, впрочем, как и поощрений;
- учёт сенситивных периодов в развитии детей;
- большое значение придаётся совершенствованию мелкой моторики и развитию органов чувств;
- обучение в разновозрастных коллективов, что приучает малышей заботиться о других;
- быстрое привитие навыков самообслуживания;
- развитие самоконтроля, самодисциплины, умения работать в коллективе;
- не наставничество, а сотрудничество с детьми.
Отрицательные моменты
Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:
не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей; сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии; недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром; ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией; недостаточность физической активности на занятиях; отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию. Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде
Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки
Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.
Таким образом, обучение по методике Монтессори отличается своеобразием, необычным содержанием и определёнными достоинствами. Если вам приглянулись какие-либо моменты этой системы раннего развития, обязательно возьмите их себе на вооружение. Ребёнок скажет вам только спасибо.
Советы для родителей
Вначале, все упражнения с применением методики Монтессори необходимо проделать самостоятельно. Объясните и покажите малышу, как правильно выполнять задания. Если ребенок не может выполнить задание или теряет к нему интерес, помогите ему, взяв его руки в свои закончите упражнение вместе с ним. Помните, что его развитие зависит только от вас.
Необходимо, чтобы по окончанию работы, ребенок все убрал за собой, разложив все вещи по местам. Если он этого сделать самостоятельно не может или не хочет, возьмите его руки в свои, и несмотря не нежелание, разложите все предметы.
ВАЖНО! Не забывайте хвалить ребенка в процессе и по окончанию работы
Вальдорфская методика
Вальдорфская методика раннего развития ребенка характеризуется ярко выраженными отличиями от различного рода традиционных систем воспитания. Особенности обучения детей непосредственно связываются здесь с их возрастными периодами и строятся таким образом, что ребенок получает определенные знания именно тогда, когда он к их восприятию наиболее подготовлен. Отсутствуют оценки, вместо них предлагаются педагогические характеристики.
Начальная школа, работающая по Вальдорфской методике, предполагает упражнения по развитию мелкой моторики, педагоги занимаются с детьми обработкой камня, лепкой и вышиванием, причем работают исключительно с натуральными, природными материалами. Важная составляющая вальдорфской школы – эвритмия, то есть музыкальное художественное движение, развивающее межполушарную координацию, а также музыкальные занятия. Несомненные плюсы вальдорфской методики – активное творческое развитие детей, отсутствие оценочной шкалы, индивидуальный подход, и, как следствие, гармоничное обучение. Что касается дошкольного образования – данная методика рекомендует оставлять ребенка вплоть до 7 лет в сказочном мире, а также уделять немало внимания физическому развитию ребенка.
Плюсы и минусы Монтессори-педагогики
- Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
- Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
- Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
- Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.
Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления
Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:
Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые
А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству)
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства
Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями. В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения. Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету. Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).
Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.
Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания
Свобода в установленных границах как источник креативности
Метод Монтессори не предполагает привычной регламентированной системы уроков. Даже класс в этой системе — специально организованная развивающая среда, где весь обучающий материал расположен на открытых полках в свободном доступе. Каждый может самостоятельно выбрать интересную для себя тему, изучать её в любой компании и в любое время в течение нескольких часов.
При этом свобода выбора ограничена правилами группы (нельзя причинять вред другим людям, окружающей среде и самому себе), коллективным интересом (не стоит бегать, когда все дети сели слушать сказку) и индивидуальными планами, которые учитель составляет на основе наблюдений, возрастных нормативов и пожеланий родителей.
Из школьных классов эту свободу уже переносят в огромные корпорации. Например, в офисах Google у сотрудников есть все условия для совмещения работы и отдыха: от удобных оборудованных рабочих мест до садов, тренажёрных залов, игровых комнат, гамаков и бассейна. Внешнего контроля нет — каждый может делать то, что считает нужным (конечно, в разумных пределах). Возможность расслабиться, получать удовольствие от рабочего процесса помогает сотрудникам настроиться на творческий лад и креативить.
Подобная свободная среда связана с образованием основателей компании: Сергей Брин и Ларри Пейдж учились в разных заведениях по системе Монтессори, а затем в Стэнфордском университете, где исповедуются схожие принципы — академическая свобода, свобода передвижения, выбор места и компании для учёбы, возможность отдыха и общения по своему желанию, поощрение экспериментов.
Сейчас штаб-квартиры Google считаются одними из лучших в мире. Сравните обстановку монтессори-классов и офисов Google. Находите общее?
Офис Google в Тель-Авиве. Фото: ColorMaker / Shutterstock
Офис Google в Варшаве. Фото: пресс-служба Google
Офис Google в Варшаве. Фото: пресс-служба Google
Что об этом говорила Монтессори: «Свободе ребёнка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма её — то, что мы называем воспитанностью».
Зачем это взрослым: свобода является залогом развития креативности, стремления к экспериментам и учит самостоятельной работе. Кроме того, студенты получат куда больше удовольствия от результатов учёбы и пользы от приобретённых знаний.
Как это применять в обучении взрослых:
Музыка
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, с помощью нее можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Динамичная музыка активизирует и бодрит, мелодичная и ровная — успокаивает и расслабляет. Мы все от природы музыкальны. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, к шорохам леса, листьев и завыванию ветра, мы учимся различать интонацию, высоту, длительность. И чем более красивую и приятную музыку будет слышать малыш, тем лучше он будет слышать тональности и чувствовать ритм. Включайте музыку фоном, и пусть она потихонечку звучит, пока малыш играет. Идеально подходит классическая музыка, есть много композиций в «детской» обработке, и любая другая приятная инструментальная музыка.
Игровые панели Монтессори
Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.
Шнуровка и панель для вышивания своими руками
Классический пример Монтессори-панелей — шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.
Пример шнуровки — фотогалерея:
Игры-шнуровки представляют собой деревянные панели различной формы с дырочками для продевания шнурка
Панели для вышивки имеют большее количество равномерно расположенных отверстий, нежели шнуровки
Шнуровка в виде сыра с дырочками — объёмная деревянная игрушка
Для изготовления шнуровки или вышивки из фанеры понадобится:
- фанера;
- ножовка по дереву;
- шуруповёрт;
- карандаш и линейка;
- наждачная бумага;
- шнурки или ленты.
Последовательность изготовления панели:
- Размечаем на фанере заготовки панелей. Вырезаем их при помощи ножовки.
- Отмечаем карандашом и сверлим шуруповёртом отверстия в полученных фигурах.
- Затираем наждачной бумагой края панелей и отверстий, сглаживаем шероховатости.
Изготовление шнуровки — фотогалерея:
Из строительных инструментов для изготовления игрушки понадобятся шуруповёрт и ножовка по дереву
Сначала необходимо разметить фигуры на фанере
Фигуры вырезают ножовкой
Шнуровка может быть любой формы — всё зависит от фантазии родителей
Расположение отверстий необходимо отмерить и разметить карандашом
Отверстия сверлим шуруповёртом
Все шероховатости необходимо зачистить наждачной бумагой
В шнуровки втягиваются шнурки
Играя со шнуровкой, ребёнок тренирует мелкую моторику
Игра «Мышь в сыре» своими руками
Мышь в сыре — панель с множеством отверстий разного размера: 10 больших, 15 средних и 40 маленьких. В комплект входит мышка с шариком на шнурке, которую необходимо поднять вверх так, чтобы не уронить его в дырочки.
Панель «Мышь в сыре» развивает крупную и мелкую моторику, самоконтроль, мышечную память, умение управлять одновременными и попеременными движениями правой и левой руки
Сделать некоторое подобие игрушки можно и в домашних условиях. Для этого понадобится:
- картонная коробка;
- картонная трубочка (можно несколько) от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
- клей;
- ножницы;
- краски;
- сами мышки — пластиковые или связанные крючком шарики и т. д. (лучше, если «мышки» будут с хвостиками).
Алгоритм изготовления.
- Прорезать в коробке отверстие, по диаметру равное картонной трубочке.
- Вставить трубочку в отверстие (можно сделать два отверстия в противоположных сторонах коробки и соединить их тоннелем из трубочки).
- Покрасить и разрисовать коробочку.
Игра «Домик для мыши» своими руками — фотогалерея:
Суть игры состоит в том, что ребёнок опускает мышей в тоннель, а затем достаёт их. Отверстие можно сделать сквозным
Мышек можно связать крючком
Коробку следует раскрасить в жёлтый цвет, можно нарисовать «дырки» — получится сыр
В отверстие, сделанное в коробке, вставляется картонная трубка — получается своеобразный тоннель
Если отверстие в коробочке одно, доставать мышей придётся, открыв её
Принципы Масару Ибуки
В первые годы жизни с ребенком надо быть и строгим, и ласковым, уважать детское «я». Невмешательство родителей по представлению «он еще маленький, поэтому ему можно все», а затем давление и предъявление требований в более позднем возрасте может лишь погубить талант ребенка и вызвать в нем сопротивление.
Ребенок обладает замечательной образной памятью, и нужно ему давать материал для запоминания, окружая лучшими предметами искусства и тем, чем бы вы хотели, чтобы он в будущем знал.
Взрослые понятия «хорошо» и «плохо», «трудно» и «легко» не годятся для маленького человека. Для него все одинаково ново и интересно.
Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, в частности, освоить несколько иностранных языков. Сколько сил и энергии малыш при этом затратит, вас не должно беспокоить, так как ему совершенно нетрудно выучить то, что его интересует. Родителям следует знать, что многие навыки невозможно приобрести, если не усвоить их в раннем детстве. Исследования доказывают, легче и лучше в младшем возрасте дается изучение иностранных языков, развитие музыкального слуха (представить гармоничное развитие ребенка без музыки просто невозможно — уже пятимесячный малыш вполне может оценить творения Баха), формирование физических способностей — координации движений, чувства равновесия (к примеру, новорожденные чувствуют себя в воде комфортнее многих взрослых).
Главное влияние на ребенка оказывает его окружение, а не гены, поэтому так отличаются друг от друга близнецы и дети одних родителей. Часто спрашивают: «Мы воспитывали одинаково, а дети — совершенно разные. Почему?». Японская поговорка гласит: «Из луковицы не вырастет роза». Но проблема здесь не столько в генах, сколько в окружающей среде, созданной родителями, и жизненном опыте ребенка.
По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, тем самым упуская наиболее благоприятное для обучения время. Любое влияние на ребенка в раннем детстве оставляет в его душе неизгладимый след на всю жизнь, в частности, впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и поступков. И задача родителей — позаботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.
Польза обучения по системе Монтессори для детей
Основной положительный момент, которым характеризуются Монтессори занятия – это подготовка ребенка к реальной жизни. В отличие от других групп, где детей помещают в искусственные условия, здесь все происходит «по-настоящему». Монтессори классы способствуют развитию у малышей навыков, которые при других обстоятельствах сформировались бы у них намного позднее. Столь раннее развитие у воспитанников разных умений приводит к тому, что в будущем навыки превращаются в полезные привычки. Исследования показали, что такие дети более ответственны, самостоятельны, уважительны по отношению к окружающим, организованны, инициативны и любознательны.
Методика Монтессори для развития самостоятельности дома
Педагогика Монтессори все чаще используется в детских садах. Но могут ли эти принципы быть применены и дома? Некоторые из них точно! Мы расскажем, как поддержать независимость ребенка, применяя принципы Монтессори.
Независимость в подходе Монтессори
По словам Марии Монтессори, чтобы человек был свободным, он должен быть независимым. Итальянский доктор тесно связала три понятия: свобода, достоинство и независимость. В то же время независимость понимается не как «произвольность», а как право выбора в определенных пределах.
Независимость в соответствии с принципами Монтессори распространяется и на активное участие в семейной жизни. Это приводит к выполнению домашних обязанностей и рассматривает даже самые банальные действия как возможность учиться для ребенка.
Некоторые методы обучения Монтессори заставляют детей быстро овладевать конкретными навыками. Однако навязывать детям все ограничения, описанные в методе, является ошибкой. Почему? Потому что метод в оригинале был разработан Марией Монтессори для умственно отсталых детей. Поэтому ее ученикам нужны были четкие правила функционирования, чтобы они чувствовали себя в безопасности и не действовали хаотично.
Свобода в установленных пределах
Родители хотят лучшего для своего ребенка. Они помогают ему решать проблемы, поддерживают его. Часто даже не осознавая, что таким образом они препятствуют обучению независимости.
Так как же выглядит «свобода в установленных пределах»? Дайте ребенку выбор между двумя, тремя вариантами (хочешь надеть синие или красные носки? Хочешь яблоко или банан на десерт?).
Такое поведение требует бдительности, потому что, с одной стороны, родитель должен заботиться о безопасности малыша и поддерживать его, а с другой стороны, он должен воздерживаться от выбора вместо ребенка.
Монтессори правит дома
Учите независимости вашего ребенка, используя предположения Монтессори! У нас есть несколько советов для вас, как это сделать:
Регулировка пространства
Согласно методике развития Монтессори, пространство вокруг ребенка должно быть расслабляющим, стимулирующим к самостоятельной игре, гармоничным и эстетичным. Комната/квартира должна:
- быть свободной для деятельности ребенка;
- иметь ограниченную гамму цветов (включая игрушки); Подробнее о развивающих игрушках для детей от 1 года.
- иметь элементы, оборудование, настроенное пропорционально потребностям ребенка.
Монтессори материалы всегда натуральные, красивые, понятные и имеют конкретное назначение.
Мебель адаптирована для ребенка: открытые и низкие полки (особенно с игрушками, книгами, а также одеждой для малышей). Стул и стол для еды, адаптированные к росту малыша, стул за столом, где ест семья. Низко висящие вешалки для одежды (например, куртки).
Ребенок и повседневные обязанности
Покажите своему ребенку, как делать определенные вещи, и дайте ему попробовать. Правильно проведенное обучение новым вещам для детей ассоциируется с весельем и чувством удовлетворения после выполнения задания. Поощряйте вашего ребенка за самостоятельные действия (чистка зубов, переодевание), а также работу по дому.
У нас на сайте Вы найдете множество идей для развивающих занятий с детьми 2-3 лет.
Разрешить пробовать и учиться на ошибках
Согласно принципам Монтессори, свободное действие и переживание являются наиболее подходящим способом развития. Также, поддерживая самостоятельность в обучении, не забудьте дать вашему ребенку возможность попробовать, совершить ошибки и исправиться.
Монтессори педагогика — одна из самых гармоничных и естественных педагогических систем. Смело внедряйте ее заповеди в жизнь, и очень скоро увидите положительные результаты!
Способ Воскобовича
Воскобович отталкивается в своей работе от основных трех критериев:
игровое обучение детей дошкольного возраста, способствующее их раннему развитию;
конкретная игровая деятельность, развивающая мышление детей, их речь, внимание, воображение, память;
дошкольное детское творчество
Также в основе методики Воскобовича лежат партнерские взаимоотношения ребенка и взрослого. Задача взрослого – создать вокруг ребенка непринужденную, веселую, интеллектуально-творческую обстановку, обеспечить ему чувство безопасности, раскованности. Малыш должен понимать, что его поведение не получит отрицательной, негативной оценки взрослых, которые, в свою очередь, должны поддерживать творческие начинания ребенка. Вячеславом Воскобовичем была разработана целая серия развивающих игр для детей, а также методические пособия, такие как Геоконт, квадрат Воскобовича и т.д. Эти игры и пособия развивают логическое мышление детей, а также обучают их счету и чтению, помимо того, способствуют формированию мотивационной готовности ребенка к школе. Суть в том, что, вдоволь наигравшись в дошкольном возрасте, ребенок стремится пойти в школу, чтобы начать учиться.
Организация пространства для ребенка
Меньше значит больше
В соответствии с методом Монтессори, пространство, в котором чаще всего пребывает ребенок, должно быть оформлено простым, почти минималистским образом
Безусловно, лучше оборудовать ее с меньшим количеством аксессуаров, выбранных, однако, с большей тщательностью и вниманием к натуральным материалы: дерево, ротанг, войлок, шерсть или хлопок. Прекрасно подходят умные контейнеры, коробки или ящики для хранения игрушек, которые позволят поддерживать порядок и дадут детям возможность спокойно добраться до своих сокровищ
Можно для этой цели использовать даже обычные картонные коробки, которые вместе с ребенком обернуть цветной бумагой. Стоит, однако, оставить в комнате ребенка или специально для него оборудованном месте пространство, в котором сможет без препятствий заняться возведением сложных конструкций из кубиков.
В методе Монтессори не желательно, чтобы дети были засыпаны избытком раздражителей, которых и так достаточно в нашем современном мире. Поэтому даже на стеллажах и полках с игрушками должна быть проведена ротация. Прятать игрушку, которой уже не играет малыш,что позволяет ему наткнуться на открытие ее через какое-то время вновь и использование иногда странным образом
Также стоит обратить внимание на качество и способ изготовления игрушек. В методе Монтессори важен контакт с натуральными материалами, а не цветным, всеобъемлющим нас пластиком
Поэтому, даже декорации в детской комнате, оформленной в соответствии с мыслью Марии Монтессори изготавливаются чаще всего из материалов, собранных на прогулках: сухих листьев, растений с луга, шишек или желудей и каштанов. Среди игрушек преобладают, скорее, деревянные блоки или инструменты, напоминающие предметы, используемые для взрослых, только в соответствующих размерах и чуть светлее.
Полки с книгами
Важной мебелью в детской комнате будут подвешенные на высоте зрение малыша полки с книгами. Визуализируйте, цветные обложки будут поощрять ребенка
Зеркало в детской комнате
Проверенным в методе Монтессори элементом декора детской комнаты является также большое зеркало, повешенное низко, непосредственно над полом, чтобы малыш мог видеть себя. Дети в ранний период развития не осознают своего отражения, зато очень охотно наблюдают и могут долгие минуты проводить исключительно за такого рода развлечениями.
Цвета стен
Принято использовать традиционную цветовую гамму, согласно которой в помещении, которые предназначены для девочек царит оттенок розовый, а для мальчиков — синий, но это — не используется в методе Монтессори. По словам итальянского доктора, расцветку лучше выбирать интуитивно, а лучше всего зарекомендовали себя довольно нейтральные, но яркие цвета стен, которые можно оживить яркими акцентами: наклейками, фотообоями или картинками.
Дети старшего возраста с удовольствием пользуются творческими картами мира Монтессори, выполненными, например, из войлока или тонкой фанеры, которые украшают стены. Настоящие любители этого метода в состоянии создать их самостоятельно или с помощью ребенка, делая из этого занятия еще одну творческую игру.
Что на пол?
На полу в детской комнате, оформленном по методу Монтессори можно разбить небольшой коврик, приятный на ощупь и легкий в уборке, с интересной фактурой, которая пригодится в естественном развитии сенсорики ребенка. Часть людей ставит на коврик или просто одеяла, которые в любой момент можно разобрать на полу.
ЧЕМУ УЧАТ ДЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ?
Существует множество программ и методик, мы же остановимся на двух системах занятий для детей от года до трех: обучение в свободной деятельности (в основном – по системе Монтессори) и обучение в организованных играх и упражнениях (комлексные занятия).
Иногда центры пытаются совмещать эти два вида обучения, но мы все же будем рассматривать их отдельно – слишком уж они разные по своим целям и предполагаемому результату.
А. О методике Монтессори сейчас знают не только профессионалы – многие родители, записывая своего ребенка в центр развития, интересуются, применяются ли на занятиях принципы этого метода. Давайте начнем с того, что совсем не использовать его элементы просто невозможно. У вас есть дома какой-либо «почтовый ящик» с отверстиями, в который надо вставлять фигуры разной формы? Или шнуровки? Или рамочки (ящички) с пуговицами, молниями и другими застежками для тренировки пальчиков? Такие игрушки сейчас есть почти у каждого малыша, а ведь их принцип действия придумала Мария Монтессори.
Но даже если вдруг у вас нет ничего из перечисленного, то уж точно у вас есть дома крупа, вода, бутылочки, ложки и миски. И тогда вы тоже можете сделать простейший монтессори-материал, дав малышу фасоль, пару емкостей и ложку для перекладывания фасоли из одной миски в другую.
А вот именно метод – это все же немного другое. Классические, «правильные», монтессори-занятия проходят в комнате, наполненной множеством специальных игрушек и материалов, которые поделены на определенные зоны. В процессе занятия малыш может свободно передвигаться по комнате и брать все, что ему понравится. Есть лишь некоторые ограничения:
• после работы с материалом нужно обязательно убрать его на место;
• каждый ребенок играет самостоятельно;
• каждая игрушка в единственном экземпляре – и если двое детей одновременно захотят играть с ней, сделать это сможет только один из них, совместной детской деятельности такие занятия не предполагают.
Б. В противоположность Монтессори, комплексные занятия построены по определенной схеме, включают в себя конкретные блоки (это может быть музыка, развитие крупной и мелкой моторики, расширение представлений об окружающем мире, начальное речевое развитие, элементарное творчество и т.д.). Каждый блок включает в себя опять же конкретные игры и задания, которые предлагаются малышам. То есть формат этих занятий больше похож на тот, что практикуется в большинстве детсадов. Конечно, все это должно происходить с учетом особенностей возраста. Чтобы занятия были эффективными, они должны быть гибкими и учитывать множество моментов, среди которых индивидуальный уровень развития и эмоциональное состояние детей в данный момент
Очень важно помнить, что произвольность, то есть способность целенаправленно прилагать усилия и сосредотачиваться на чем-то, у таких маленьких деток еще только зарождается. На практике это обозначает, что ребенок может быстро потерять интерес к заданиям, если они его не увлекают. Полезными будут только те знания, которые интересны самому ребенку – насильно обучать чему-нибудь малыша до трех лет категорически нельзя, это приведет к обратному результату и потере интереса к занятиям
Полезными будут только те знания, которые интересны самому ребенку – насильно обучать чему-нибудь малыша до трех лет категорически нельзя, это приведет к обратному результату и потере интереса к занятиям.
Есть ли эффективные методики раннего развития способностей к иностранным языкам?
Почему взрослому человеку бывает сложно выучить иностранный язык? Потому что язык — это не только слова и правила, но и определенный образ мысли, перестроить который во взрослом возрасте очень непросто. У ребенка все происходит иначе, потому что в его голове нет никаких языковых настроек. Дети, выросшие в двуязычных семьях, без особых усилий становятся билингвами, т.е. свободно владеют обоими языками. Этот «лайфхак» раннего развития известен уже давно, и в дореволюционные времена зажиточные российские семьи специально нанимали для своих детей гувернанток и нянь из Франции, Германии или других стран.
Если в вашей семье все говорят на русском, а выписывать заморскую гувернантку вы не собираетесь, сначала дайте малышу освоиться с родным языком, а обучение второму начинайте примерно с трех лет. Уроки должны проходить в игровой форме, полностью исключать любую зубрежку и наказания. Лучше всего раннему развитию способностей к языку способствует погружение в языковую среду. Прогресс малыша будет наиболее заметным, если он будет ходить в английский детский садик, используя новый язык для насущных задач коммуникации со сверстниками и воспитателями.
И не забывайте об одной очень важной детали: если вы решили обучать ребенка иностранному языку, останавливаться нельзя. Любой перерыв неизбежно обернется откатом в знаниях, и затем придется потратить время, чтобы вернуться к достигнутому ранее уровню
Методика Монтессори
На данный момент — это самая известная методика раннего развития детей. Ее задача заключается в привитии самостоятельности и навыков самообучения. Чтобы заложенный потенциал раскрылся, как можно скорее, Мария Монтессори рекомендовала начинать заниматься с ними с первых дней жизни.
Весь окружающий мир погружался в систему, где выделялось три главных составляющих: окружающая среда, ребенок и учитель (родитель). Основной закон методики Монтессори – это стремление к самостоятельному постижению ребенком мира. Главная задача взрослого: не вмешиваться и не мешать. Ребенок самостоятельно учиться получать, квалифицировать и постигать на практике полученные навыки.
Методика Монтессори предполагает занятия для детей от года до одного года до 12. При этом дети делятся на две возрастные группы, которые находятся в постоянной взаимосвязи: старшие воспитывают и отвечают за младших, а младшие учатся на примере старших.
Основные законы методики Монтессори:
Малыша с первых дней должны окружать предметы, которые развивают его и способствуют постижению окружающего мира.
Дети должны сами решать, чем они больше хотят заниматься и чему учиться. На первый план выдвигается самопознание и самообучение под контролем старших
Они должен уметь самостоятельно решать проблемы и быть свободным в выборе, но при этом авторитет взрослого превыше всего.
Большое внимание уделяется развитию моторики и сенсорики. Методика раннего развития Монтессори основана на работе с мелкими предметами
Это помогает улучшить речь и избежать логопедических ошибок в дальнейшем.
Если родители выбрали данную технику раннего развития для своего ребенка, они должны понимать, что потребуется много времени и сил. Несмотря на то, что большинство занятий проходит в форме игры, необходимы пособия, раздаточные материалы, наборы с педагогическими играми.
Немного истории
Зона творчества
Эстетическое оформление детской для малыша особенно важно, потому как оно способствует развитию хорошего вкуса и стремлению к прекрасному. Стены рекомендуется украшать картинами, легкими, но не сложными пейзажами, изображениями животных, птиц и насекомых
Материалы для творчества должны всегда быть в свободном доступе. Вы можете подарить ребенку мольберт, сделать грифельную поверхность для рисования, или выделить часть стены с моющей поверхностью, на которых ребенок сможет развивать свои творческие способности.
Обращайте внимание и на то, какие декоративные подушки выбрать для детской. Для самых маленьких лучше выбрать графические черно-белые, потому как это сочетание хорошо воспринимается детскими глазами, учит распознавать формы