Содержание выпуска 1 (111), 2023 Вестник Московского государственного университета культуры и искусств
Теория и история культуры
Швецова Антонина Викторовна, Микитинец Александр Юрьевич, Микитинец Ольга Ивановна
Трансдисциплинарность как методологический вектор культурологии: от постмодернизма к современности
6
Понизовкина Ирина Федоровна
Образовательный идеал как регулятивная идея системы образования
18
Ирхен Ирина Игоревна
Исследовательские парадигмы научного творчества В. А. Ремизова
26
Власов Александр Александрович
Конец истории. Конец утопии. Конец будущего?
34
Былевский Павел Геннадиевич
Культуроцентричный подход к развитию способностей как альтернатива «техноцентричному» трансгуманизму
41
Еремеенко Максим Сергеевич
Мифологизация медиасферы в современном социокультурном пространстве
50
Катанчиев Залим Муаедович
Специфика адыгской традиционной гендерной модели в контексте классической гендерной теории
55
Лондаджим Нгониам Стелла
Инкультурация личности в современных условиях
63
Художественная культура: история и современность
Калинина Галина Николаевна, Тикунова Светлана Владимировна, Орешкина Софья Эдвардовна
Рационально и эстетически организованная городская среда (аксиология «места» и навигации)
70
Ведерникова Маргарита Андреевна
Русский балет на страницах журнала «Театр и жизнь» (1928-1936)
78
Социокультурные практики
Чижиков Вадим Викторович
Информационные технологии как трансляторы культуры и искусства в виртуальной реальности
89
Серегин Николай Васильевич
Психолого-педагогическая коммуникация в музыкальной деятельности
98
Ипполитов Сергей Сергеевич
Историческое значение усадьбы С. И. Мамонтова Киреево и Московский государственный институт культуры: географические и культурные пересечения
108
Буторов Сергей Алексеевич, Буторов Алексей Сергеевич
Политизация международного туризма в условиях кризиса отношений с Западом
122
Андреева Ирина Валерьевна
«Cобирание научное…»: выставка как форма репрезентации частной коллекции
130
Библиотечно-информационная деятельность
Соколов Сергей Валерьевич
Е.И. Кузьмин как основоположник научной школы исследований по государственной библиотечной политике
142
Маслакова Мария Владимировна, Толстоухова Ирина Васильевна
Возможности библиотеки в формировании и развитии soft skills
150
Капырин Петр Алексеевич
Передвижная экспозиция как инструмент культурно-исторического воспитания в России
165
Кирилл Овчинников
Когда я стал осознавать себя разумным существом, я уже знал, что никогда не буду бухгалтером или поваром. Я был уверен, что я — художник и должен рисовать. Мама говорила, что, будучи беременной мной, часами ходила по музеям и выставкам. Особенно ей нравились импрессионисты. Видимо, это и определило мое будущее: художественное, но совершенно лишенное четкости. Еще я, конечно, хотел быть рыцарем, но не нашел такой роли, к тому же меня выгнали из театральной студии. Так я стал художником. Или, вернее, им остался, несмотря на попытки сопротивляться, учить историю, продавать кроссовки на рынке, лепить керамику, даже писать статьи… Ни художественная школа, ни армия, ни худграф пединститута не отбили у меня это желание. Я с азартом плодил холсты, даже участвовал во всероссийских выставках. Пока не пришла перестройка. А фотографом я стал от лени. Картины писать долго, а фото — нажал на кнопку, и готово. Только проявить. К тому же современных импрессионистов не понимали и гнобили, а превозносили концептуальное и четкое искусство, к чему я оказался не способен. В фотографии четкость достигается с помощью камеры, я тут не при чем. По мне, так все было бы нерезко. Когда я впервые увидел камеру большого формата, залез под черную тряпку и увидел перевернутое изображение, наполовину нерезкое, я понял — это мое. Собственно, в тот день одна уже известная архитектурная фотографиня взяла меня помочь кофры поносить. Чем и нарушила ход истории, своей и моей жизни. От нее я узнал азы архитектурной фотографии, остальное оказалось прочно вмонтировано в мое художественное сознание. Своими учителями я считаю Рембрандта, Ван Гога и Врубеля, но хотелось бы быть Огюстом Ренуаром и в старости писать юных дев в тени платанов. Уволившись из одного журнала, где я уже метил на место главного редактора, я купил Пентакс 67 со штатным объективом и решил снимать. Издатель меня проклял и пообещал, что я всю жизнь буду бегать с камерой и никогда не стану человеком. Проклятие сбылось. Как-то известной фотографине нездоровилось, и Почечуева (первый главред ЕLLЕ DЕСОRАТIОN) доверила мне срочную и ответственную сьемку. На первой же съемке я чуть не набил морду архитектору (он мне стал кадр выстраивать, а я не разобрался, кто он), он сбежал, нажаловался Почечуевой, мое реноме было испорчено, и меня отлучили от съемок почти на год. Я снимал портреты дизайнеров для интерьерных журналов, снимал разные рубрики типа «Флора» в «Салон Интериор». Там мой штатный объектив с красивым рисунком нерезкости был очень кстати. Нерезкостью я пользовался все время, снимая на полностью открытой дырке. За что получил прозвище: фотограф «резко-нерезко». «А можешь снять, так вот, «резко-нерезко», — говорили мне иногда, когда хотели чего-то эдакого. Потом я купил еще объективов, нерезкость вошла в моду, кончилась моя опала, и я влился в цех.
Пять лайфхаков интерьерной съемки от Кирилла Овчинникова:
- Если кто-то пришел на съемку и лезет в камеру, сначала выясни, кто это, не посылай сразу.
- Архитектор, может, поседел на этом объекте, твое дело — соединить его работу и работу света. А место последнее. Самовыражайся на улице.
- Фронтальный кадр всегда лучше ракурса.
- Чем уже угол, в который умещается все, что нужно, тем лучше.
- В каждом кадре должен быть четкий смысл.
Кирилл Овчинников : www.kirillovchinnikov.com
Евгений Кулибаба
Что привело в профессию?
По образованию я инженер-конструктор. Фотография была увлечением и в какой-то момент стала работой. Профессиональный курс в фотоакадемии, а также курс «Методологии создания художественных образов» я окончил в середине 2000-х, уже имея публикации в большинстве интерьерных журналов.
Какие интерьеры больше всего нравится снимать, на какую камеру?
Люблю все объекты, которые снимал. В жизни предпочитаю современную стилистику. На профессиональную цифровую камеру я начал снимать в 2001 году, но еще до 2008–2009 года пользовался среднеформатными пленочными камерами Mamiya. Потом были все от Canon 5D до Canon 5D mark IV. Сейчас Fujifilm GFX 50s.
Кто вдохновляет? Есть ли кумиры среди звезд мировой интерьерной фотографии?
Стараюсь просматривать съемки разных фотографов в журналах и книгах по интерьерам, чтобы понимать, что актуально сейчас, что сиюминутно, что останется вне времени. А вдохновляюсь скорее кинематографом, работы многих великих режиссеров очень «фотографичны».
Первый опыт интерьерной съемки?
Небольшие съемки на три-пять кадров я начал делать в 2001 году. Первая большая подробная съемка была в 2002 году — шоу-рум Bos Bison на Малой Никитской. Этот интерьер, как и некоторые другие, уже не существует, но остался на моих фото.
Случались ли курьезы на съемках?
Часто курьезные ситуации связаны с разбитым декором, загорающимися вспышками и водой, льющейся из душа на фотооборудование. К счастью, такие ситуации с опытом происходят крайне редко.
Чего никогда не увидишь у вас в кадре?
Пять лайфхаков интерьерной съемки от Евгения Кулибабы:
- Снимать с интересом и уважением к объекту, это залог хорошей съемки.
- Держать камеру прямо, чтобы не заваливать вертикали.
- Пользоваться законами композиции и перспективы, в фотографии они такие же, как в живописи.
- Использовать невысокие точки 120-130 см и оптику с нормальным углом зрения, чтобы избежать искажений пространства.
- Снимать с дневным естественным светом из окон.
Евгений Кулибаба www.e-kulibaba.ru, @evgeniikulibaba
«Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА «
Небесный покровитель фонда святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец Главная Про фонд Что мы сделали Как помочь Если Вам нужна помощь Новости Фонда Наше видео Святитель Алексий — Покровитель фонда Ю.А. Гарнаев — лётчик-легенда Контакты Реквизиты Сотрудники фонда Вакансии Малоимущие семьи Храмы и монастыри Православные организации Заключенные Поездки к нашим подопечным Дом милосердия Срочная помощь Возвращение
Газета Все проекты СИНОДИК Храмы, помогающие фонду Нужна ваша молитва Форум «Встречи добрых людей»
Ссылки
Наш добрые друзья |
«Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Встреча со студентами филиала Московского
|
Слева направо: Студенты МГУКИ и преподаватель Бушуева Тамара Лазаревна (справа) |
18 декабря 2008 г. Преподаватель Жуковского филиала МГУКИ Тамара Лазаревна Бушуева и студенты принесли Новогодние подарки для отправки детям из нищих семей в глубинку России |
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева
copyright 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа «Е»
«) |
Кафедры
В настоящее время на факультете обучается более 1000 бакалавров, магистрантов, аспирантов. Высокий уровень подготовки студентов факультета подтверждается получением ими стипендий Президента РФ и Правительства Санкт-Петербурга, а также отличными отзывами профессионалов.
Петербургская библиотечно-информационная школа не только сильна своими традициями, но и открыта для нововведений. Высококвалифицированные преподаватели факультета регулярно приглашаются для чтения лекций в университеты Великобритании, Германии, Финляндии, Франции, Израиля и других стран. В свою очередь частыми гостями на факультете являются зарубежные специалисты.
Большое место в работе факультета занимает научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов. Ежегодно на факультете проводятся семинары, круглые столы, научно-практические конференции: памяти В. А. Минкиной, «Сахаровские чтения», «Смирдинские чтения», аспирантов и студентов памяти О. М. Зусьмана и др.
Разнообразна творческая жизнь факультета: цикл лекций для студентов и преподавателей «Встречи на Миллионной», Дни рождения факультета, Новый год, День Победы, первоапрельский «капустник», выставки, концерты, конкурсы. Общероссийское признание получил организованный на факультете «БиблиоФест». Студенты выступают не только участниками, но и организаторами мероприятий, что дает им возможность проявить свои таланты и получить отличный практический опыт.
Важное внимание уделяется практическому овладению студентами факультета своей будущей профессией. Практики проводятся на кафедрах института (учебная практика), обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом, а также в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых, Мемориальной библиотеке князя Г. Ф
Голицына, ООО «ТД Издательство Профессия», ООО «Агентство консалтинга и медиатехнологий ИНФОПАРК» и других библиотеках и информационно-консалтинговых фирмах и издательствах Санкт-Петербурга
Ф. Голицына, ООО «ТД Издательство Профессия», ООО «Агентство консалтинга и медиатехнологий ИНФОПАРК» и других библиотеках и информационно-консалтинговых фирмах и издательствах Санкт-Петербурга.
На факультете традиционно сохраняется высокий бюджетный набор. В 2014 г. он составил 135 мест на бакалавриат и магистратуру. Возможно обучение на внебюджетной основе. Формы обучения — очная и заочная. Лучшие студенты имеют возможность продолжить обучение в очной и заочной аспирантуре.
Выпускники факультета занимают видное положение в науке, политике и культуре. Они работают в информационных и консалтинговых центрах, библиотеках всех типов и видов, издательствах и редакциях, кадровых агентствах, на телевидении и радио и других организациях культуры и искусств.
Мы всегда рады видеть на нашем факультете целеустремленных молодых людей, нацеленных на получение престижного гуманитарного образования в Культурной столице России!
Научно-Медицинская Библиотека ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского была организована в 20-х годах XIX века на базе небольшого книжного собрания по инициативе видных деятелей российской медицины, трудившихся в Старо-Екатерининской больнице. Уже на протяжении более 200 лет библиотека аккумулирует в своих фондах книги и периодические издания, отражающие все передовые достижения медицины; материалы конференций, проводимых институтом; монографии и труды врачей, трудившихся в его стенах; диссертации, защищенные в диссертационном совете МОНИКИ. Фонды библиотеки содержат свыше 300 тысяч единиц хранения, в том числе поистине уникальный фонд редких книг конца XIX – начала XX вв.
Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ)
– один из крупнейших российских вузов творческой направленности. Он не так популярен у абитуриентов, как ГИТИС или РАМ им.Гнесиных, а между тем, в свое время здесь учились люди, впоследствии ставшие очень хорошими специалистами.
Внутри МГУКИ существует шесть институтов, спектр деятельности которых очень широк – от музыкального образования до экономики и библиотечного дела. Есть в вузе и несколько независимых факультетов: театрально-режиссерский, социально-культурный, хореографический, международный, а также факультет народной художественной культуры и дизайна. Всего обучение осуществляется по тридцати четырем специальностям.
Этот вуз считается и называется московским, однако расположен он за пределами кольцевой автодороги. МГУКИ находится в городе Химки, добраться туда можно без особых проблем – от метро «Речной вокзал» и «Алтуфьево» регулярно ходит общественный транспорт.
Через год МГУКИ отпразднует свое 85-летие. Сотни молодых людей уже прошли обучение в этом вузе и стали прекрасными специалистами в различных областях. Здесь учились многие известные актеры, музыканты, телеведущие. Вспомнить хотя бы популярнейшую советскую певицу Валентину Толкунову или гитариста-виртуоза Виктора Зинчука, покорившего мир своей техникой игры и умением интерпретировать классическую музыку.
Выпускники университета успешно работают в сфере искусства, как в разных городах России, так и за рубежом. Все они так или иначе способствуют сохранению и развитию культуры, продолжению культурных традиций, укреплению общечеловеческих ценностей. Другими словами, каждый, кто обучается или обучался в МГУКИ, имеет реальную возможность сделать так, чтобы в мире стало чуть больше красоты и добра.
В число студентов МГУКИ стремятся попасть не только москвичи, но и жители других городов России. Отсюда и высокий конкурс на бюджетные места. Впрочем, все зависит от выбранного факультета. Особенной популярностью пользуются актерско-режиссерский, музыкальный и хореографический факультеты. Очень понятно желание молодых людей связать свою жизнь со сценическим искусством – количество абитуриентов растет с каждым годом.
Разумеется, к поступлению на эти факультеты нужно очень серьезно подготовиться. Баллы ЕГЭ здесь имеют второстепенное значение, ведь будущих актеров, режиссеров и музыкантов оценивают в первую очередь по их творческим возможностям. Абитуриентам придется выдержать несколько туров по специальности и пройти серьезное собеседование, в ходе которого комиссия сможет выяснить, насколько поступающий эрудирован, как хорошо он знаком с историей театра и кино, с музыкой, живописью, литературой, историей и географией.
Номер 05, 2010
Московский государственный университет культуры и искусства: Здесь климат иной
Навстречу несется молодежь в театральных костюмах, справа компания разучивает тихонько какую-то песню, некоторые танцуют прямо на ходу! В коридорах стоят фортепьяно. Чудеса? Нет! Это Московский государственный университет культуры и искусства. Уникальное место, где можно реализовать любые творческие таланты.
Здесь все по-другому, не так, как в обычных университетах с похожими названиями. На первом этаже гардероб, как в театре. Обычно вузы предлагают своим студентам спуститься на этаж ниже. Гардеробщица необыкновенно вежлива. Всюду чувствуется особая атмосфера.
80 лет назад вуз был создан как Московский библиотечный институт. А сегодня он – лидер в подготовке кадров для отечественной и мировой культуры и искусства, творческое содружество профессоров, преподавателей и студентов, В семи институтах МГУКИ учатся 11 тысяч молодых людей, в том числе из Венгрии, Вьетнама, Канады, Китая, Кореи, Японии… ВАВ 2006 г. университет удостоен высшей награды Клуба ректоров Европы «EUROPEAN QUALITY Поднимаюсь на второй этаж. Светло-розовые стены. В нишах – картины. На этаже – кабинеты студсовета, пресс-центра и представительства «Гражданской смены», огромный стенд и монитор, где можно в режиме online узнать о новостях «ГС», деканат факультета социально-культурной деятельности и народной художественной культуры и музейного дела.
Аудитории слева и справа периодически сменяются уютными залами с большими окнами. В одном можно сесть на уютный диванчик и разглядывать портреты лучших студентов. В другом обнаружила огромный аквариум, статую в древнегреческом стиле и многочисленные горшочки с экзотическими растениями.
Переходы из корпуса в корпус удивляют красивыми окнами с цветными витражами. Кажется, что на улице лето и светит солнце. В студенческой столовой в баре можно выпить на скорую руку чашечку кофе с пирожным, а в основном зале получить полноценный обед.
Если пойти дальше, дорога приведет в библиотеку, читальный зал и типографию. Кстати, в МГУКИ есть и Институт масс медиа, и редакция газеты «Аудитория», в которую я, естественно, заглянула,.