1950 — 1960
Корбюзье проектирует ряд зданий, которые закрепляют его славу европейского архитектора-авангардиста № 1.
Главные из них:
Капелла Роншан
Атеист Ле Корбюзье взялся за работу при условии полной творческой свободы. Вдохновение он нашел в найденной на пляже большой раковине, которая показалась ему выражением абсолютной защищенности.
Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, которое разделено крытыми галереями.
Здание Музея западного искусства в Токио
Через 19 лет после завершения строительства ученик Ле Корбюзье Кунио Макаева пристроил к музею несколько дополнительных помещений.
Сборные железобетонные корпуса Ле Корбюзье
Возможно, что крутой вертикальный рельеф застройки Марселя сподвиг одного из основоположников современной архитектуры, Шарля Ле Корбюзье, избрать город в качестве полигона для его «вертикального города» и так называемой «жилой единицы» урбанистического общества. «Поэт железобетона», архитектор заложил основы современного сборно-панельного домостроения, огромных комплексов, совмещающих в своих чревах жилые, сервисные и общественные помещения. Ле Корбюзье развил в 1918 году свои идеи функционального и минималистического зодчества, за что снискал славу помешанного, но реализовать их помешали, а потом косвенно помогли мировые военные передряги. Новые подходы и ускоряющие строительство технологии оказались востребованными в разрушенной войной Франции. Марсель, больше многих других городов пострадавший от бомбежки, стал опытной площадкой для архитектурных новаций.
Революционный проект своей «жилой единицы» с ячеистыми сотами жилых комнат, ленточными окнами, встроенными в корпус здания торговыми и бытовыми площадями и зонами общественного назначения Ле Корбюзье закончил в 1948 году, но получил одобрение на строительство только в 1952-м. В течение года 17-этажный комплекс с поэтичным названием «Сияющий город» (Cite Radieuse), на железобетонных сваях, с внутренними переходами, встроенными магазинами, столовыми, прачечной и парикмахерской, детским садом на последнем этаже и террасой для отдыха на крыше, был воплощен в железобетоне. «Сите Радьез» стал не только обиталищем для 1600 горожан, но также знаковым явлением в архитектуре и достопримечательностью Марселя. Особенной художественной ценности здание не представляет, поскольку таких и в Марселе и по всему миру понастроены миллионы, но оно ценно как одно из первых в истории и как апофеоз рационализма.
Особенности стиля
Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов XX века, его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ.
Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, а также талантливому перу публициста.
Здания по его проектам построены в разных странах — в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии, Бразилии.
Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства.
Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье в мире можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринуждённостью, чем раньше.
Черты его личности неоднозначны: это и человек открытого сознания, и мистик, это и общественный лидер, организатор Международных Конгрессов современных архитекторов CIAM — и рак-отшельник, прячущийся ото всех в своём крошечном домике-мастерской на мысе Кап-Мартен, это апологет рационального подхода, и одновременно архитектор, создававший сооружения, которые современникам казались верхом эксцентричности и иррациональности.
Среди его покровителей были писатель Андре Мальро и политик Джавахарлал Неру.
Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье — строгий тёмный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком.
Биография Ле Корбюзье
Ле Корбюзье появился на свет 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон. Его отец работал эмалировщиком шкатулок и часов, а мать преподавала игру на пианино. У него был брат Альберт.
Когда будущему архитектору исполнилось 13 лет он начал ходить в Школу искусств, где обучался декоративно-прикладному искусству. Одновременно с этим, он начал осваивать ювелирное дело, создавая эмали и гравируя монограммы на часах.
Достигнув совершеннолетнего возраста Корбюзье разработал свой первый архитектурный проект – жилой дом для одного гравера. На вырученные деньги он отправился в поезду, желая получить больше знаний и опыта.
Приехав в
Австрию
Корбюзье смог познакомиться с местными инженерами и художниками. Затем он примерно 2 года трудился во
Франции
чертежником, а также стажировался у известного немецкого архитектура Петера Беренса.
Ле Корбюзье – человек, придумавший хрущёвки | Архитекторы Москвы
Развитие. Баухаус и Ле Корбюзье.
В последующие годы Ле Корбюзье создавал планы домов, квартир, городских построек на колоннах, черпая вдохновение из индустриальных форм, например таких, как многопалубные судовые конструкции. В 1919 году он поселился в Париже и в 1921 его модель жилого дома «Citrohan» вынудила искать новые методы инженерного проектирования.
Citrohan
1921
Двумя годами позже в поселке Вокрессон недалеко от Парижа, было возведено первое строение (вилла), воплощающее его принципы.
Он также внес весомый вклад в историю в виде статей в журнале-обозревателе «Esprit nouveau», который он основал в 1920 году с художником Амеди Озенфантом. Выпущенные под заголовком «Vers une architecture» журналы достигли международного тиража. Будучи весьма плодотворным писателем, он также стал автором более 50 других книг и брошюр.
Жилой район Бейлмер, Амстердам, Нидерланды (1966–1972)Главный архитектор: Зигфрид Нассут Частично снесен в 1990-х годах, в настоящее время — зона реконструкции
Бейлмер. 1970-е годы
Присоединить к Амстердаму новые территории и построить на них новый жилой район Бейлмер решили в 1960-х. Чтобы получить поддержку местных жителей, мэр города написал открытое письмо, в котором так комментировал состояние столичного жилого фонда: «Задумывались ли вы когда-нибудь о проблемах тех 25 000 семей, которые, даже по самым осторожным оценкам, живут в недопустимых условиях, потому что их дома — это, по сути, трущобы? Знали ли вы, что в старых районах Амстердама около 9000 домов, в которых есть лишь одна комната, где ваши соотечественники живут часто со всей своей семьей? Знали ли вы, что 38 000 жителей Амстердама живут в домах только с двумя комнатами?» The Bijlmer or Exercises in Giving Life to a Rigid Urban Plan // Happy Cities and Public Happiness in Post-War Europe. 2004.
Бейлмер задумывали как город будущего: просторный, светлый, дружелюбный и комфортный, без гари и копоти. Кварталы, рассчитанные на 110 тысяч жителей, по форме напоминали соты. Между жилыми блоками располагались обширные зеленые зоны; пешеходные дорожки и автомобильные трассы были спроектированы раздельно. Квартиры в корпусах соединяли длинные коридоры: предполагалось, что это послужит объединению соседей.
Первым жителям дома Бейлмера казались настоящими дворцами — с просторными квартирами (по сравнению с их старым жильем в центре), центральным отоплением, отдельными ванными комнатами. Но очень быстро из новостройки будущего, в которой было запрещено селиться семьям с домашними животными, Бейлмер превратился в район с плохой репутацией.
Расчет на то, что жители будут самостоятельно организовывать совместный досуг в многочисленных общественных зонах, не оправдал ожиданий. Длинные неохраняемые коридоры и изолированные пешеходные дорожки создавали условия не для дружеского общения, а для все возраставшей преступности. Ситуация ухудшалась параллельно с изменением национального состава жителей Бейлмера. В годы реконструкции правительство Нидерландов приглашало рабочих из Турции, Марокко, а после того, как голландские колонии в Индонезии, Суринаме и на Арубе обрели независимость, приток иммигрантов увеличился еще больше.
Район был изолирован от остального города: не было школ и магазинов, в центр ходили лишь два автобуса. Численность населения оказалась намного меньше, чем предполагали застройщики, средний возраст — намного выше, уровень благосостояния — ниже. Общественные зоны были обширны, однако в стандартизированных типовых апартаментах жителям все равно не хватало личного пространства. В новых гигантских корпусах была разрушена классическая схема соседского сообщества и традиционного домохозяйства.
4 октября 1992 года в Бейлмере потерпел крушение грузовой самолет «Боинг‑747», дома решили не восстанавливать, а снести, вскоре после этого началась масштабная реконструкция района.
Биография Ле Корбюзье
Ле Корбюзье (подлинное имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (Charles-Edouard Jeanneret-Gris)) появился на свет в семье часовщика во франкоязычном городке Ла-Шо-де-фон на западе Швейцарии 6 октября 1887 года. Уже в 13 лет родители отдали мальчика на учебу в местную художественную школу, в которой будущему архитектору преподаватели сумели привить любовь к модному стилю ар-нуво. Одновременно с учебой Шарль-Эдуар начал постигать азы ювелирного дела, помогая отцу в часовой мастерской.
Через 3 года юного художника приняли на высшие курсы декора, где его учителем был видный швейцарский модернист Шарль л’Эплатенье (Charles L’Éplattenier). Именно он посоветовал юноше стать архитектором, разглядев в том несомненный талант к зодчеству. Жаннере-Гри прислушался к совету учителя и сделал выбор в пользу профессии, которая впоследствии принесет ему всемирную славу.
В 1917 году Жаннере-Гри покинул родной городок и отправился в Париж, где по приезду устроился на работу архитектором-консультантом в местное бюро. Разработку проектов Шарль-Эдуар совмещал с преподаванием в школе искусств, но вскоре встретился с Амеде Озанфаном (Amédée Ozenfant) и увлекся живописью.
Знакомство с Озанфаном стало знаковым событием в жизни молодого художника, вместе они основали новое течение в искусстве — пуризм и журнал L’Esprit Nouveau, в котором популяризировали свои новаторские идеи. На 4 года Шарль-Эдуар совершенно охладел к архитектуре, он подобрал себе творческий псевдоним Ле Корбюзье, с увлечением писал картины и организовывал выставки.
С середины 1920-х гг. Ле Корбюзье уже признан знаменитым и модным архитектором Европы. Он получает дорогостоящие заказы из разных уголков континента, а в 1930-м — паспорт французского гражданина. Его авторский проект по строительству здания Центросоюза в столице СССР становится победителем конкурса, а для правительства родной Швейцарии он строит общежитие Международного студенческого городка в столице Франции.
Этот период творчества мастера чрезвычайно насыщен разнообразными событиями. Ле Корбюзье становится учредителем CIAM — Международного сообщества архитекторов, отправляется в длительную поездку по крупнейшим мегаполисам и университетам США, а затем и в Бразилию. В его парижской мастерской набираются опыта и знаний десятки учеников, многие из которых впоследствии станут знаменитыми мастерами.
В 1950 году Ле Корбюзье приступает к реализации крупнейшего проекта своей жизни — строительству города Чандигарха в Индии. Идея создания крупного современного мегаполиса на пустом месте очень понравилась опытному архитектору, и он увлеченно занялся ее реализацией. В течение 10 последующих лет город был построен, в том числе и здания, спроектированные лично мэтром зодчества.
Последние 15 лет жизни Ле Корбюзье — период всеобщего признания его заслуг мировым сообществом. Мастер становится обладателем самых престижных наград в сфере искусств, а любой его проект восторженно принимается критиками.
Смерть настигла Ле Корбюзье во время отдыха на Лазурном побережье Франции 27 августа 1965 года. В этот день великого зодчего сразил сердечный приступ во время плавания, в результате которого он утонул. Недалеко от места своей гибели великий архитектор был похоронен, его могила и сейчас находится на скромном кладбище между городами Кап-Мартен и Ментон.
Фото Ле Корбюзье
Шарль Ле Корбюзье швейцарец по происхождению, но известен как французский архитектор. Краткая биография Ле Корбюзье позволит больше узнать об этом талантливом человеке и значимом деятеле XX века.
На самом деле у фр. специалиста в строительной сфере было другое имя, настоящее – Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. Le Corbusier родился в 1887 году, с 13 лет обучался декоративно-прикладному искусству, в это же время начал совершенствоваться в ювелирном деле. Первый современный проект Шарль создал уже в 18 лет в сотрудничестве. Заработок пошел на образовательную поездку: в Вене он проектировал, изучал новое, встречался с другими представителями профессии, затем работал в Париже, числясь стажером-чертежником. В 1910 году проходил стажировку у специалиста в архитектуре Петера Беренса.
Музей Ле Корбюзье
С творчеством связана квартира-студия в Париже, она наполнена светом, отличается большим пространством, но более значимым объектом являются возведенные в 1925 году строения – Мезон ля Рош-Жаннере. Проект воплотил революционный подход, там находится практически музей, хотя он считается фондом.
Если вы профессионально занимаетесь дизайном интерьера, вам могут быть интересны статьи:
Влияние этого человека на развитие современной архитектуры невозможно преувеличить. Ле Корбюзье известен своими проектами во многих странах. К решению поставленных задач он всегда подходил комплексно, с учетом местных особенностей и ландшафта.
Ле Корбюзье как художник
Натюрморт с книгой, Ле Корбюзье
Высоко оценено и другое творчество Ле Корбюзье – его картины. Он мастерски передавал ощущение пространства, света. Каждый предмет писался объемным, поскольку автор видел слабо и все рассматривал вблизи.
Скрещенные над головой руки, Ле Корбюзье
Изображения имеют своеобразную фактуру, на картинах все нарисовано в идеальном разрезе и плане. По работам создавались скульптуры. Состоялось огромное количество выставок художественных композиций. А чтобы увековечить вклад архитектора на Мясницкой улице в Москве был установлен памятник Ле Корбюзье.
Ле Корбюзье. Начало карьеры
Ле Корбюзье переехал в Париж в 1917 году, когда ему было 30 лет, и в 1920 он официально поменял свое имя на Ле Корбюзье. Вплоть до этого времени он работал под своим настоящим именем. В то время среди художников было популярно менять имя и фамилию на короткий псевдоним или оставлять одно имя, особенно модно это было в Париже. Этот псевдоним был образован от фамилии его отца по материнской линии и выражал его идею о том, что людям никогда не поздно заново открыть себя.
Большую часть своей ранней карьеры Ле Корбюзье работал архитектором в Париже, по большей части по государственным заказам. Одним из проектов, выполенных по заказу города стал план «Вуазен» (Plan Voisin). Проект реконструкции центра Парижа. 1925
Он также уделял значительную часть своего времени рисованию, так как это было более выгодно и востребовано. Весной 1922 года он со своим двоюродным братом Пьером Жаннеретом открыл студию в Париже. В 1928 архитектор Шарлотта Перьен присоединилась к ним в этом проекте.Тотем 3. Ле Корбюзье 1961 г.
Открытая рука Ле Корбюзье 1954 г.
До этого времени Ле Корбюзье обставлял свои объекты очень простой готовой мебелью. Вместе с Перьен они стали разделять мебель на три категории: по виду, по функциональности и по типу взаимодействия с человеком. Разделение на типы взаимодействия были преложены Ле Корбюзье по принципу:
Ле Корбюзье. Вклад в развитие соврменной архитектуры
The Shard Лондон
Hearst Tower Нью- Йорк
Оперный театр Харбин
Также известный многим, как «Корбю», он стал одним из архитекторов, оказавших наибольшее влияние на развитие современной архитектуры.
Все реализованные объекты и написанная им литература имели революционный эффект на международное развитие современной архитектуры, в особенности на международный стиль — Bauhaus / Баухаус. В 1908 году Ле Корбюзье работал с Огюстом Пере, пионером применения железобетона в архитектуре . Он также работал и учился под руководством Питера Беренса в Берлине. В 1915 году серия архитектурных эскизов показала очевидным его новый и радикальный подход к техническим и эстетическим проблемам строительства.
5 принципов архитектуры Ле Корбюзье.
Пять принципов единства архитектуры Ле Корбюзье сформулировал в
начале 20-х годов. Они были опубликованы в «L’Esprit
Nouveau» — французском известном журнале в статье под названием «Пять
отправных точек архитектуры». Приемы, описанные в статье, ранее
использовались другими архитекторами, но по отдельности. Знаменитый
французский архитектор систематизировал их и обозначил
последовательность их применения на практике. В начале 20-го века
новая архитектура была на стадии и формирования и «пять принципов Ле
Корбюзье» стали отправным пунктом в творчестве для многих новых
архитекторов.
1
Столбы-опоры. В свих проектах архитектор использует
систему стоечно-балочной конструкции из железобетона, которая
заменяет сплошные толстые несущие стены. Также этот принцип
подразумевает, что дом будет приподнят над землей на опорах
для того, чтобы пространство под ним могло быть использовано
Вилла «Савой» в Пуасси (Франция)
2
Эксплуатируемая кровля как часть эксплуатируемой части дома. В
архитектуре Ле Корбюзье скатные крыши сменились плоскими, на которых
можно было расположить сад или зону отдыха:
3
Свободная планировка. При отказе от толстых несущих стен и
использовании несущего железобетонного каркаса появилась большая
свобода в планировке. Стало возможным моделировать помещения внутри
с помощью перегородок, увеличивая полезную площадь и функционал
каждого квадратного метра дома. Помимо этого, успешно внедрялись в
проектирование криволинейные лестницы, и такой альянс перегородок и
лестниц давал эффект взаимопроникновения внутреннего и внешнего
пространств. Это было очень смело и удобно, с точки зрения
эксплуатации здания:
4
Панорамное и ленточное остекления фасада благодаря применению
несущего каркаса и свободной планировке.
На фото ниже дом
Кларте в Женеве (так неуместно смотрятся эти старинные автомобили на
фоне этого практически современного фасада дома — к разговору о том,
на сколько инновационными были идеи Ле Корбюзье в его время):
Здание
Центросоюза в Москве:
5
Свободный фасад: чистые линии, стекло, металл и бетон. Минимум
орнамента и декора на фасаде здания. Творческий подход к дизайну
внешнего вида: стены могут быть сделаны не только из легкого или
прозрачного материала, но и принимать любые формы:
Павильон Хейди Вебер:
Арсенал в Тулузе:
Развитие Баухауз и Корбюзье.
Также известный многим, как «Корбю», он стал одним из архитекторов, оказавших наибольшее влияние на развитие современной архитектуры.Все реализованные объекты и написанная им литература имели революционный эффект на международное развитие современной архитектуры, в особенности на международный стиль — Bauhaus / Баухауз. В 1908 году Ле Корбюзье работал с Огюстом Пере, пионером применения железобетона в архитектуре . Он также работал и учился под руководством Питера Беренса в Берлине. В 1915 году серия архитектурных эскизов показала очевидным его новый и радикальный подход к техническим и эстетическим проблемам строительства.
The Shard Лондон
Hearst Tower Нью- Йорк
Оперный театр Харбин
В последующие годы Ле Корбюзье создавал планы домов, квартир, городских построек на колоннах, черпая вдохновение из индустриальных форм, таких, как пароходная конструкция. В 1919 году он поселился в Париже и в 1921 его модель жилого дома «Citrohan» вынудила искать новые методы конструкции.
Citrohan
1921
Двумя годами позже в поселке Вокрессон недалеко от Парижа, было возведено первое строение (вилла), воплощающее его принципы.
Он также внес весомый вклад в историю в виде статей в журнале-обозревателе «Esprit nouveau», который он основал в 1920 году с художником Амеди Озенфантом. Выпущенные под заголовком «Vers une architecture» журналы достигли международного тиража. Будучи весьма плодотворным писателем, он также стал автором более 50 других книг и брошюр.
Теория Ле Корбюзье
Le Corbusier разработал пять правил, как их еще именуют – основные принципы всемирного стиля. В них он постарался показать архитектуру нового времени.
Принципы архитектуры Ле Корбюзье состоят в следующем:
- Применение столбов в качестве опор. Строение поднимается над землей с помощью железобетонных опор, внизу освобождается место под стоянку или сад.
- Крыши-террасы плоской формы. В тот век основными были наклонные крыши с чердаком. Благодаря нововведению люди получили возможность организации плоской крыши, а на ее террасе создавать сад или зону для отдыха.
- Свободная планировка. Проекты Ле Корбюзье позволили избавиться от несущих стеновых конструкций, поэтому можно создавать любые, даже самые эффектные задумки. Основой являлся ж/б каркас.
- Ленточное остекление. Новый тип конструкции позволил выбирать любые вариации окон, при желании можно использовать их в ряд по всей протяженности стены.
- Фасад без ограничений. Опоры помещались внутрь, а для наружных конструкций стали допустимы хрупкие или прозрачные материалы в любой конфигурации.
Модулор
Модулор Ле Корбюзье кратко объединил перечисленные принципы, и стал системой гармонических величин. Инструмент для проектирования пропорций в архитектуре был создан в 1942–1948. Система использует человеческие пропорции вместо величин, а также включает математические вычисления. Принципы сделали возможным размещение элементов в соответствии с размерами человеческого тела.
Ле Корбюзье – французский архитектор, который смог увязать различные помещения для человека с его жестами, подобрать оптимальные размеры. К 1950 году система была усовершенствована и применялась изобретателем для работы над зданиями.
Биография Ле Корбюзье
Его отец был художником, он расписывал циферблаты в местной знаменитой часовой компании. Его мать была учителем фортепиано и музыки. В 13 лет Ле Корбюзье бросил школу и поступил в Arts Decoratifs в Ла-Шо-де-Фон. Здесь он, следуя по стопам своего отца, научился покрывать эмалью и делать гравировку на часах, но занимался он этим недолго, пока не встретил своего учителя Шарля л’Эплатенье( на фото) , которого сам Ле Корбюзье называл мастером и позже заявлял, что это был единственный настоящий учитель в его жизни.
л’Эплатенье обучал Ле Корбюзье таким предметам, как рисование, история искусства и натуралистическая эстетика арт-нуво. Вскоре уроки изготовления часов были оставлены и Ле Корбюзье сфокусировался на уроках искусства и декорации, планируя стать художником; тем не менее, л’Эплатенье убедил его учиться архитектуре и принял меры для того, чтобы свой первый заработок он получил именно здесь.
Между 1906 и 1914 годами Ле Корбюзье много путешествовал по Европе, изучая архитектуру. Он посетил Италию, Францию, Австрию, Германию, Болгарию, Грецию и Турцию.
Здание Центрального союза потребительских обществ в Москве
Построено в 1930-1936 годах, сегодня в здании размещается Росстат
Для Москвы этот проект стал революционным: Корбюзье спланировал учреждение нового типа для новой жизни в новой стране. В духе времени, дом больше напоминает комбинат или какую-то машину-трансформер, чем офис. В глаза сразу бросается зал заседаний, который выделен в отдельный объем и нависает над главным входом, опираясь только на характерные для Корбюзье тонкие колонки. Внутри вместо лестниц — пандусы, по которым служащие спускаются как по ленте конвейера. Остекление, закрывающее большую часть здания, было частью сложной системы кондиционирования. Но нормально окна так и не работали, причиняя служащим много проблем, — летом было душно, а зимой холодно. Сейчас попасть в здание можно, если только договориться о посещении с охраной: это госучреждение, и там действует пропускной режим.
Ещё больше работ Ле Корбюзье
Уловить параллели между работами Корбюзье и отечественным архитектором Александром Жуком можно в нашей статье про государственную резиденцию К-2 в Санкт-Петербурге.
А также, вам могут быть интересны биографии о: — Анри Картье-Брессоне — легенде уличной фотографии
Ле Корбюзье (урожд. Шарль-Эдуар Жаннере-Гри; 1887-1965) – французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер. Считается одним из наиболее выдающихся архитекторов 20-го века.
В биографии Ле Корбюзье есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Шарля-Эдуара Жаннере-Гри.
Основные периоды творчества Ле Карбюзье
Творчество великого архитектора условно можно разделить на два периода, которые разделены второй мировой войной.
I период (1922-1940)
В данный промежуток времени мастер создал множество архитектурных творений и проектов городов. Изначально интерес мастера был направлен на строительство для большого количества людей. Но в довоенный период архитектор занимается строительством личных домов для привилегированных личностей. Построенные дома отличались строгой геометрией, обнаженными фасадами, но одновременно были очень функциональными с точки зрения дизайна:
- первый построенный дом – дом для Озенфана (1922),
- дом для швейцарского коллекционера Рауля Ла-Рош (1923), который позднее становится штаб-квартирой Фонда Ле Карбюзье в Париже (1968),
- вилла Майкла Стейна (1927),
- дом Савой в Пуассе (1929-1930).
Путешествует с лекционным туром по Южной Америке, а также посещает Москву, где побеждает в конкурсе на проект здания Центросоюза (1929-1935).
В это время архитектор создает еще два важных здания в Париже: общежитие армии спасения, швейцарское общежитие в университетском городке (1931-1932).
В конце 1930 годов появляются ставшие известными проекты: генеральные планы для Буэнос-Айреса (1938) и Алжира (1938-1942), музей для Филиппвиля во Французской Северной Африке (1938) и здание Министерства образования в Рио-де-Жанейро (1936).
В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, где уже пользуется своей известностью.
Военное время
Военная оккупация Франции и вторая мировая война прерывают деятельность Ле Карбюзье как путешественника и строителя. Единственными занятиями мастера становятся литература, размышления и живопись.
II период
Архитектор живет надеждой применить свои накопленные теоретические проекты для реконструкции Франции. Так в 1945 году Ле Корбюзье были подготовлены два плана для городов Ла-Паллис-Рошель и Сен-Дие. Со временем эти планы приобрели мировое признание и стали архитектурной доктриной.
В 1952 году Ле Корбюзье, благодаря безграничной поддержке французского правительства получает заказ на строительство частного жилого комплекса в Марселе, который стал воплощением представлений мастера о социальной среде (18 этажей с 1800 жителей, двадцать три типа двухуровневых апартаментов, ясли, сад, гимнастический зал и театр). Многоквартирный дом «Марсельский блок» или Unité d’Habitation. Béton brut — бетон, залитый в грубо сделанную опалубку и потом необработанный, появился случайно — марсельские рабочие не могли сделать иначе.
Рисунок 2. Многоквартирный дом «Марсельский блок». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 2
Корбюзье превратил недостаток в художесвтенный прием, благодаря чему создал новое направление в архитектуре – брутализм.
Архитектурное творчество мастера находит свое применение и в строительстве религиозных зданий:
- часовня Нотр-Дам-дю-От (1950-1955),
- мужской монастырь Сент-Мари-де-ля-Туретт.
Только после 1950 года Ле Карбюзье стал принимать активное участие в крупных по масштабам проектах за пределами Франции (Национальный музей Западного искусства в Токио (1960) (Изображение 3), Центр изобразительного плотнического искусства в Гарвардском университете (1964), проект выставочного павильона в Цюрихе, который был построен после его смерти (1964).
В творчестве мастера находится место и дизайну, поскольку в архитектурное пространство должна органично вписываться мебель, удобная и функциональная. Наследие мастера поистине огромно, интерес к которому не угасает до настоящего времени.
Ле Корбюзье умер внезапно во время плавания в 1965 году. Человек, который думал, что его не поняли в его время, был похоронен с большими почестями, а в 1968 году был создан Фонд Ле Корбюзье.