Какая она — японская чайная церемония?
Здравствуйте, дорогие читатели susi-college!
Спешим Вам сообщить, что, как мы и обещали в предыдущих статьях — вскоре выйдет новая рубрика! Мы свои обещания держим, поэтому не медлим Вам рассказать следующую тему — японская чайная церемония. Но перед тем как мы начнем, у нас есть две новости!
- Мы приняли участие в очень интересном конкурсе «Мои будни в интернете» — Вам наверное было бы интересно узнать, как проводят свои дни создатели сайтов, тем самым Вы смогли бы с нами поближе познакомиться. О нашем участии Вы сможете узнать в скором времени;
- А вторая новость Вас порадует еще больше. Совсем скоро на сайте susi-college появится рубрика специально для Ваших ребятишек, которая будет беспрерывно пополняться и пополняться. Не один родитель не сможет отказать своему ребенку в такой вкусняшке!
И так, подписываемся на обновления блога здесь, и ждемс!
Японская чайная церемония (тя но ю) – это…
…особый традиционный ритуал чаепития в Японии. Такая церемония была создана в средние века еще монахами-буддистами. Но после прижилась и стала элементом всей японской культуры. И сегодня мы с Вами пьем чай дома, в гостях и в маленьких кафе, применяя некоторые очень старые обычаи настоящей японской церемонии чаепития, сами об этом не догадываясь…
Как же появилась японская чайная церемония?
Свое путешествие начал чай. Он был завезен с материка в Японию монахами-буддистами и употреблялся только при медитации. После чай стали пить и при других случаях, так как распространилась наука о сохранении здоровья при помощи чая, и действительно современная наука знает о полезных качествах чаев, особенно травяных. А уже к 13 веку чаепитие стало и ритуалом самураев, хотя оно не отвечало изначальным правилам и принципам покоя и гармонии. А уж потом этот ритуал добрался до японской знати, где устраивались целые чайные турниры, правилами которых являлось представление разных видов чаев и определение вида чая по его вкусу. Как Вы думаете сколько видов чая Вы смогли бы определить по вкусу? В последствии обычаи менялись и церемония меняла свою суть и смысл. Также и в простонародье чаепитие вошло в традицию, но без шикарных обычаев и трапез, а представляло просто собрание людей для обсуждения тем беседы за чашечкой чая. Вот такой длинный путь проделал чай, чтобы завоевать людское доверие и любовь. Японская чайная церемония долго видоизменялась и приняла конкретную форму, как обряд только в 1500 году.
В целом японская чайная церемония представляет собой организованную встречу хозяина с его гостями для совместного отдыха, наслаждаясь красотой беседы и употреблением чая. Такие церемонии проводятся в специальных местах – чайных домиках, но в современном мире мы принимаем гостей просто у себя дома.
В Японии говорят, что «чайная церемония – это искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».
Интересно, что наша русская чайная церемония кардинально отличается от спокойной японской церемонии. Ведь мы ее проводим активно и весело под звук бурлящего самовара и хрумканья баранок.
Традиционные виды чайной церемонии:
- Ночная (проводится при луне с 12:00 до 04:00 утра)
- На восходе солнца (проводится с 03:00-04:00 утра до 06:00)
- Утренняя (проводится с 06:00 в жаркие дни)
- Послеобеденная (проводится с 13:00)
- Вечерняя (проводится с 18:00)
- Специальная (праздничная, организованная по специальному случаю)
А также японская чайная церемония имеет определенную цель: создание настроения спокойствия и расслабленности; отключение от забот; устремленность к истинной красоте, не бросающаяся в глаза, таящуюся в простых вещах и тихих звуках. И в правду, приятно посидеть в тишине и насладится вкусом горячего чая в кругу друзей и родных.
Основные принципы чайной церемонии:
- Гармония (ва)
- Почтительность (кэй)
- Чистота (сэй)
- Тишина и покой (сэки)
Философия чаепития – стремление к простоте и естественности.
Также смотри: выпечка с какао, японские рисовые шарики и сладкие роллы из блинов.
Приятного дня и до скорых встреч в новых статьях!
Опубликовано в ЯПОНСКИЙ ЧАЙ И ОБЫЧАИ
Рекомендации
- Chanoyu Словарь: практические условия для Пути Чая , вход для «тясицы». Издательство Танкоша, 2007.
- Chanoyu словарь , запись для «Sukiya».
- Kōjien Японский словарь, запись для «chaseki».
- ^ Kōjien Японский словарь, запись для ‘chashitsu’.
- Chanoyu словарь , запись для «тясицы».
- ^ Фредерик, Луи (2002). Японская энциклопедия . Перевод Рот, Кейт. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN .
- Мория Такеши, «Горное жилище в городе», в Chanoyu Quarterly no. 56 (1988). Статья представляет собой английский перевод главы II части 2 книги NHK Books No. 459, опубликованный Japan Broadcast Publishing Co., Ltd. в июне 1984 г.
- ^
- Fieve, Николас; Уэйли, Пол (2003). Японские столицы в исторической перспективе: место, сила и память в Киото, Эдо и Токио . Oxon: RoutledgeCurzon. п. 89. ISBN .
- Кокс, Руперт (2003). Искусство дзен: антропологическое исследование культуры эстетической формы в Японии . Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. п. 160. ISBN .
- , стр. 163, в Google Книгах
- , стр. 236, в Google Книгах
Этапы церемонии: краткое описание
На чайную церемонию участников приглашают заранее, обычно количество гостей составляет 5 человек без чайного мастера. Одежда должна быть темной и однотонной; шелковые кимоно — лучшие.
Перед началом церемонии все участники собираются в специальном павильоне, где оглашаются подробности ритуала. Затем гости входят в сад и проходят по каменной дорожке. Прохождение через тьяниву необходимо для того, чтобы участники настроились по-особенному, отказались от своих проблем и переживаний и начали любоваться простыми стихиями природы, приведя свое сознание в гармонию.
У входа в тясицу гостей встречает мастер, после чего проводится ритуальное омовение рук и лица с помощью специального колодца, расположенного рядом с домом.
Кроме того, все участники входят в тясицу, окончательно отказываясь от окружающего их мира. Низкий вход заставляет всех поклониться, символизируя равенство всех присутствующих. Обувь следует оставить на пороге.
Хозяин ставит на очаг чан с водой, а гостям предлагают легкие закуски, чтобы утолить голод. После лакомства гостей снова проводят в сад и уводят на неторопливую прогулку.
Когда вода в чане закипает, гостей вызывают домой, и хозяин начинает заваривать чай с порошком матча. Участники должны молча следить за этим процессом, наблюдая за уверенными и плавными движениями мастера.
Заваренный в чаване густой чай разносится по кругу. Каждый гость должен немного отпить и перейти к другому, что подчеркивает доверие и равенство между всеми участниками церемонии.
Кроме того, мастер заваривает больше жидкого чая, который разливается в отдельные чаваны. Гости неспешно пьют чай, наслаждаясь его вкусом и легкой, спокойной беседой.
В конце чаепития учитель встает, извиняется и уходит из дома. Гости спокойно общаются и какое-то время наслаждаются покоем, после чего уходят. Затем мастер возвращается и наводит порядок в тясицу, завершая, наконец, прошлую церемонию чаепития.
Путь чая
Японская чайная церемония носит название «садо» или «тядо» и значит «путь чая», «чайное искусство». И это совсем не преувеличение – чтобы овладеть искусством, будущие мастера учатся долгое время, постигают все тонкости, связанные с чаем.
Чайная церемония – это традиционный японский ритуал, который отличается необычайной эстетикой и сложностью. Его можно назвать таинством, происходящим между участниками, особой формой общения и единением душ.
Во время чаепития люди наслаждаются эстетикой окружающего мира, неспешно беседуют, отдыхают и наполняются гармонией. Ритуал проходит в особом помещении и следует строгим правилам, которые остаются неизменными многие века.
На японские земли традиция пить чай пришла с материка, а точнее, из Китая, где люди испокон веков ценили терпкий вкус напитка и выращивали целые плантации. Но в то время как жители Китая вкладывали в ритуал принципы конфуцианской религии, японцы отождествляли его с буддизмом, поэтому церемонии здесь проходили просто, естественно, в спокойной атмосфере.
Японское ритуальное чаепитие придерживается нескольких правил:
- почтение и взаимное уважение гостей и мастера;
- чувство гармонии во всем: как в используемых предметах, так и в мироощущении действующих лиц;
- спокойное, безмятежное расположение духа;
- чистые помыслы, действия, ощущения.
Функции японского чайного домика – тясицу
Японский чайный домик, известный как тясицу, играет важную роль в церемонии японского чая. Эти уютные чайные домики имеют своеобразную архитектурную и историческую ценность, которые делают их непременным элементом японской культуры.
История возникновения чайных домиков связана с чайной церемонией, которая стала распространенной в Японии в период сен-но рокку. Церемония японского чая включает в себя приготовление и подачу чая гостям, а также употребление маленьких угощений, называемых кэйсэки. Чайные домики предназначены для проведения этой церемонии и обеспечения уединенной и спокойной атмосферы.
Функции японского чайного домика включают:
Создание уединенного пространства
Тясицу представляет собой маленькое здание, в которое можно войти только через низкий вход. Это создает ощущение уединения и позволяет гостям отделиться от внешнего мира и полностью погрузиться в чайную церемонию.
Украшение интерьера
Внутреннее пространство чайного домика оформлено в японском стиле с использованием традиционных элементов дизайна, таких как татами (плетеные маты) и токонома (ниша для хранения и отображения цветов и украшений). Чайные домики часто украшаются цветами и другими элементами природы, которые добавляют атмосферу спокойствия и гармонии.
Тясицу также может использоваться для хранения и отображения предметов, связанных с чайной церемонией, таких как чайные посуды и записи о церемонии.
Японский чайный домик тясицу является наиболее известным и распространенным типом чайных домиков. Его происхождение связано с архитектурой родзи, который был популярен в период сен-но рокку. Термин “тясицу” означает “чайный домик” в переводе с японского языка.
В тясицу можно найти несколько комнат, предназначенных для проведения чайной церемонии. Одна из комнат, называемая нидзиригучи, предназначена для приготовления и подачи чая. Другая комната, называемая чаною, служит для угощения гостей.
Терминология и стиль чайных домиков тясицу имеют историческое значение и тесно связаны с традициями японской чайной церемонии. Дизайн и функции тясицу направлены на создание спокойной и уютной атмосферы, которая способствует глубокому погружению гостей в церемонию японского чая.
Посетив японский чайный домик тясицу, можно увидеть и оценить уникальную архитектуру и дизайн, которые делают его настоящим достоянием японской культуры.
Слагаемые традиционной чайной церемонии:
1. Настрой
Китайцы считают, что перед началом чайной церемонии необходимо расслабиться, создать атмосферу покоя и внутренней гармонии. Благодаря правильному настрою создается благодатное содержание всего чаепития: спокойствие, умение слушать гостей, чувствовать чай, наслаждаться его вкусом и ароматом.
2. Выбор чая
Для церемонии Пин Ча (кит. Дегустировать чай) выбирается белый, зеленый, красный чай и пуэр. В чаепитии Гун Фу Ча (кит. Искусство чаепития) используется исключительно китайский чай улун.
3. Вода
Вода в культуре чаепития считается «матерью чая». Для заваривания совершенного чая подходит только чистая вода (идеальна родниковая). Плохая вода может испортить вкус даже самого отборного чая.
4. Чайная посуда и утварь
Правильно подобранная чайная посуда и предметы чайной утвари необходимы как для заваривания чая, так и для создания целостной атмосферы китайской церемонии чаепития. Традиционно используются: чайник из исинской глины или гайвань, чаша справедливости – Чахай, пиалы Чабей, сосуд для демонстрации чая Ча Хэ, ситечко для процеживания чая Ча Люй, чайные инструменты Ча Цзюй и чайный поднос Чабань.
5. Окружающая обстановка
Для совершенного чаепития необходима удобная и спокойная обстановка. Тревога и суета должны оставаться за пределами чайной комнаты.
6. Чайный мастер
Церемония чаепития невозможна без присутствия чайного мастера. Качественный чай, правильно подобранная чайная посуда и утварь оживает лишь благодаря умению и душевному настрою чайного мастера. Китайские мудрецы говорили, что напрасная трата хорошего чая неумелым приготовлением вызывает лишь глубокое сожаление.
Тясицу Известные здания
Наиболее известные здания тясицу были построены в период Родзи и Нидзиригучи, и их имена можно найти в исторических записях. Вход в тясицу обычно осуществляется через татами, похожие на японские двери. Основным центром внимания внутри чайной комнаты является токонома, которую украшают цветы и другие украшения.
Функции тясицу также связаны с проведением чайной церемонии. Хозяин, который является мастером чая, создает атмосферу простоты и спокойствия, чтобы гости могли насладиться чаем. Именно поэтому тясицу считается идеальным местом для проведения церемонии чайного питья.
В тясицу можно войти, только сняв обувь, чтобы сохранить чистоту и порядок внутри домика. Когда гости входят в чайную комнату, им предлагается сесть на татами и насладиться ароматным чаем. Время возникновения тясицу приходится на эпоху Сен-но Рику, когда архитектурная концепция тясицу была разработана и использовалась для проведения чайных церемоний.
Известные тясицу
Согласно историческому контексту, некоторые известные тясицу включают Мидзуя, который был известен своими уникальными украшениями и использованием цветов. Другие известные тясицу включают Со-ан и Тэйан – здания, которые были распространены и использовались для проведения чайной церемонии.
Термин “тясицу” считается одним из основных достояний японской архитектуры. Внутри тясицу можно найти простые и функциональные комнаты, где гости могут насладиться атмосферой и красотой чайного домика.
Первые чайные комнаты и чайные павильоны в Японии
Сен-но Рикю Тай-ан в храме Нёки-ан, Ямасаки, 1952 год.
«Комната одной добродетели» . В 1482 году сёгун Асикага, Ёсимаса (1436-1490) окончательно ушел из политической жизни и построил для себя дом, который оставался известным своей культурной и художественной жизнью ( Хигасияма-бунка ); он был преобразован в храм Гинкаку-дзи («храм Серебряного павильона»). Эта резиденция была сосредоточена на Дворце повседневной жизни и Дворце собраний, к которым были добавлены в сад несколько элементов, включая реликварий, кабинет и бельведер. Две частные часовни обрамляли Дворец повседневной жизни, Эрмитаж, указывающий на Запад, и Часовню Поисков Востока ( ). Квадратный в плане, со стороной 6,90 м, с ломаной крышей, покрытой черепицей из коры японского кипариса . Он занят четырьмя комнатами, включая зал для молитв на юге и «Зал той же добродетели», Додзинсай, на севере. В этой очень трезвой комнате с шоином на полках стояли словари и поэтические произведения, что, кажется, делало ее кабинетом. Этот предмет представляет собой четыре с половиной татами, первый в своем роде в японской архитектуре, и поэтому представляет собой связь между стилем сёин (с особыми декоративными элементами) и чайной комнатой ( сукья , с определенной поверхностью), но которая принадлежит в следующую эпоху. «Комната той же добродетели» — одна из первых чайных комнат, зарезервированных для этого использования, и все еще видимая. Столбы квадратного сечения позволяют закрывать раздвижные перегородки, а потолок корректирует пропорции этого небольшого помещения.
Три мастера чая находятся за новой чайной церемонии на рубеже XVI — го века, Murata Щуко (или Murata Юко, 1423-1502), Такено Джу (1502-1555) и Сэн — но Рикю (1522-1591). Переход от чайной церемонии к показной роскоши в моде в окружении сёгуна Асикага Ёсимаса (1435-1490) впервые осуществлен чайным мастером Муратой Шуко путем создания этих независимых комнат. Такено Джу преображает внешний вид чайной комнаты, не устанавливая тонкую бумагу, покрывающую традиционную глыбу. Бамбук, до сих пор запрещенный в роскошных домах, занял место хорошо оформленных деревянных брусков, а порог алькова больше не покрыт черным китайским лаком и может быть доволен простым натуральным деревом. Этот номер находится в отдельном здании. Когда примерно в 1580 году Сен-но Рикю радикализовал выбор своего учителя, он полагался на концепции из предписаний школы медитации ( Дзэн-сю ).
Тай-ань — старейший образец павильонов в «соломенном» стиле. Это первый чайный павильон, тясицу , признанный национальным достоянием. Тай-ан был спроектирован в 1582 году знаменитым мастером чая Сен-но Рикю (1522–1591) на склоне горы Тэнно, недалеко от Киото для Тоётоми Хидэёси . Затем он использует сырье и сырье: землю, солому, неокоренную древесину и заменяет обычные раздвижные двери очень маленькой дверью, которая заставляет проявлять смирение и физически чувствовать, что представляет собой «дверь». Но Рикю сменил место жительства и покинул сторожку. В начале периода Эдо его перенесли недалеко от Киото, в другой храм, в храм Мёки-ан. Предполагается, что поэтому он был разобран и позже отстроен заново. Рикю продолжает свои поиски чистого минимализма. В чайной комнате 1638 года, которую он спроектировал в замке Осаки для Тоётоми Хидэёси, есть «центральный столб», нака-башира , кусок дерева, независимый от несущей конструкции, что создает небольшое разделение между хозяином и гостями. Такой пост есть в Тейгёку-кен в павильоне Синдзю-ан (1638 г.) храма Дайтоку-дзи . Также есть центральный столб в
Чайная комната Джоан . Третий чайный павильон, признанный национальным достоянием, тоже перенесли, но на небольшое расстояние, вероятно, перетащили. Чайная комната Дзё-ан, первоначально находившаяся в семейной резиденции Мицуи Адзабу в Токио, была разобрана и перестроена в саду Ураку-эн.
Чайная традиция в современности
Чайные церемонии проводят и в современности. Это метод достижения жизненной цели. Вся обстановка, утварь и атмосфера внутри домика сделана со смыслом, в ней заложена философия. Культура чая позволяет проникнуться особенностями страны. Возможно, многим показалась, что провести процедуру сложно, но все просто. Чаепитие помогает расслабиться, забыть о проблемах и насладится покоем. То есть чайная церемония еще касается и религиозных целей, тех, что проповедует буддизм.
Посмотрите видео, как чайная церемония выглядит в современности.
Watch this video on YouTube
Чайная традиция – важная часть жизни японцев. Она помогает расслабиться, забыть о трудностях, обрести покой. Традиция сохранилась по сей день, ее проводят в каждой японской семье.
Структура японского чайного домика
Как правило, чайный домик представляет собой небольшое самостоятельное здание или простую комнату с простой отделкой и структурой. Естественно, что в Японии существует несколько типов чайных домиков, но можно выделить два основных типа.
Первая — это чайхана типа Какой, которая является вспомогательным помещением в более крупном здании. Второй и самый узнаваемый — чайный домик в стиле Сукия, который представляет собой отдельное строение от остальной части курорта и оформлен в деревенском стиле. Стиль Сукия — это стиль, созданный и продвигаемый эстетикой Сен-но Рикю.
Крыша была покрыта соломой, как у крестьянских домов, чтобы сохранить союз между небом и землей. Также были использованы другие элементы, такие как гладкие деревянные доски и бамбуковые ветви, чтобы отделка придавала им деревенский и строгий вид.
Чайный домик окружен садами, а ко входу ведет каменная или деревянная дорожка. Прогулка по ним — один из первых шагов чайной церемонии. Оказавшись внутри дома, мы обнаружим пространство, рассчитанное максимум на шесть человек: пять гостей и ведущий церемонии.
В комнате есть только токонома, небольшой зал, где можно повесить картины, обычно каллиграфические, а также иногда украшенный хижиной или цветочной композицией. Другой элемент маленькой комнаты — проделанная на татами и полу дыра, в которой можно нагреть чайник.
Чем японская чайная церемония отличается от китайского аналога?
Чай некогда попал в Японию из Китая, да и сама идея церемонии, судя по всему, попала на острова с материка вместе с буддийскими монахами. Тем не менее буддизм в этих странах, а значит, и чайная церемония, развивались по-разному. Корень отличий – в философии церемонии по-китайски и по-японски.
В Китае принято наслаждаться чаем, родиной которого страна и является. Дружеская беседа – лишь дополнение к смакованию напитка. За вечер может быть испробовано несколько сортов чая.
Японская же церемония никогда не радует гостей обилием сортов чая и закусок, поскольку смысл чайной церемонии вовсе не в чае. Это акт медитации, погружения в себя, способ обрести гармонию с природой.
Место проведения обряда
Каноническое мероприятие проводится в специально созданном для таких мероприятий месте. «Чайная» – это огороженная высоким деревянным забором территория, попасть на которую можно только через деревянные же ворота. Перед началом церемонии мастер открывает ворота, чтобы гости могли зайти и не отвлекали гуру от приготовлений.
Сразу за воротами обычно расположены несколько строений, в том числе прихожая, где гости могут оставить верхнюю одежду и обувь, и пункт сбора. Четких правил обустройства территории чайного двора нет. Его единственная функция – подчеркивать единение человека с природой. Сама чайная – тясицу обычно расположена в глубине тянива, то есть сада. К нему от ворот через весь сад ведёт каменная дорожка родзи.
Конечно, в современном обществе требования внешней атрибутики чайной церемонии соблюсти получается не всегда. Допускается проведение «упрощенных» вариантов медитативной практики в отдельном доме или даже просто в помещении.
Тянива
Тянива – это сад в месте постоянного проведения чайных церемоний. Его главная задача – создавать на определенной территории атмосферу полной отрешенности от мира. Потому «рукотворные» композиции в оформлении не приветствуются. Хотя сад высаживается, как правило, искусственно, расположение объектов в нем должно быть хаотичным, таким же, как в дикой природе.
Засаживается сад обычно вечнозелеными растениями – кустарниками, соснами, бамбуком. В знойное время сад должен давать укрытие от палящего солнца.
Сам сад обычно небольшой по площади. Его образ можно описать как фрагмент горного склона, поросшего лесом.
Объекты антропогенного происхождения в парке также приветствуются, однако они должны подчеркивать «дикость» природы. Фонари должны быть старыми и неяркими (они используются для подсветки дорожек).
Родзи
Родзи – это каменная тропа, ведущая к чайному домику от ворот сада. В темное время она подсвечивается тусклыми фонарями. По легенде, появилась дорожка во времена сёгуна Асикаги, которому при прохождении в чайный домик на тропу клали листы бумаги, чтобы его одежда не промокла от росы. Дословно «родзи» переводится как «земля, покрытая росой».
Современные родзи, как и в средневековье, делаются из природного камня. Они должны вписываться в общий дикий хаотичный облик сада. Камни укладываются таким образом, чтобы напоминать горную тропинку, а не привычный тротуар.
Тясицу
Тясицу – это собственно чайный домик, в котором и проводится большая часть церемонии, производится употребление порошкового чая матте.
Домик должен отражать общую философию японской чайной церемонии, то есть быть неброским и неприметным, сливаться с садом. Расположен домик примерно в центре сада. Основной строительный материал – дерево.
Внутри в домике два помещения – единственная церемониальная комната и маленький узкий коридорчик, через который можно войти внутрь. Пройти по нему можно, только нагнувшись по пояс. Это сделано специально для того, чтобы каждый входящий поклонился перед церемонией. В былые времена это имело и другое значение – самураи с длинными мечами не могли зайти внутрь и оставляли основное оружие снаружи.
Внутри домик также очень прост. Стены обычно отделаны серой глиной, украшений, за исключением авторского произведения живописи особо славного чайного мастера, не допускается. Окна в домике есть, но расположены высоко над полом. В жаркое время они открываются. Полы устланы татами.
Центральное место в интерьере тясицу занимает токонома – специальная ниша, расположенная прямо напротив входа. Туда перед церемонией мастер помещает емкость с благовониями, а также свиток с каким-нибудь кратким буддийским изречением. «Фразу вечера» подбирает сам мастер чая.
Разновидности церемоний Японии
Вообще в Японии очень много чайных церемоний, но есть несколько основных.
- Ночная. Начинается с восходом луны. Чайные мастера создают подходящую мистическую атмосферу, которая проводится при свете луны и звезд. Приглашенные подходят к 23 часам, а расходятся ближе к 4 часам утра. Чай из порошка заваривают очень крепко, такой крепкий чай не рекомендуют употреблять на пустой желудок, поэтому приглашенных принято сначала покормить.
- Чаепитие на рассвете. С восходом солнца церемония превращается в расслабляющую медитацию. В это время принято говорить про добро, любовь и мечты. Для того, чтобы участники уловили разницу между рассветом и тьмой, медитация проводится с 3 часов утра и продолжается до 6 утра.
- Утренний обряд. Утреннее чаепитие начинается около 6 часов утра, его проводят, когда стоит жаркая погода. Пока солнце не сильно греет воздух и еще веет прохладой.
- Чай после обеда. Проводится после 12 часов, когда гости хотят расслабиться после обеда. Им подают чай со сладостями. Перед началом чаепития гости моют руки и общаются друг с другом, пытаясь отвлечься и расслабиться.
- Вечерний ритуал. Начинается в 6 часов и продолжается до захода солнца. Вечером, приглашенные могут погрузиться в ритуал, освободившись от всех дневных хлопот.
- Заказная церемония. Кроме обычных церемоний, существует заказная, ее проводят, когда нужно отметить какое – либо событие. Раньше, ее проводили перед сражениями или «харакири». Сейчас, так отмечают встречи гостей, юбилеи, дни рождения. Обычно, на церемонии приглашают много людей, и не все знакомы с ее проведением. Мастер берет на себя ответственность за проведение, более того, его работа занять гостей и покорить их качеством и красотой ритуала.
Место проведения ритуала
Японская церемония обязательно проводится в специально отведенном месте. Как правило, для этого необходим небольшой земельный участок с садом и чайным домиком. Каких-либо строгих правил к их расположению не предъявляется, однако все элементы обязаны гармонично сочетаться с природой.
Тянива
Небольшой чайный сад, который зачастую делают похожим на склон горы, заросший деревьями. Обычно в таком саду произрастают сосны, кипарисы, и другие хвойные растения. Из украшений допускаются камни разной формы и размера, а также старые фонари. Все детали должны быть подобраны наиболее естественным образом, чтобы напоминать природную неухоженность и в то же время создавать атмосферу спокойствия и безмятежности.
Фонари в саду служат не только для украшения, но и для освещения пути при проведении чаепития в ночное время
Важно, чтобы свет фонарей не обращал на себя много внимания. Он должен быть мягким и приглушенным, достаточным лишь для того, чтобы видеть контуры дороги
Родзи
Внутри сада выкладывают каменную дорожку, ведущая к чайному домику. Все камни для родзи имеют необработанную форму и укладываются достаточно произвольно, чтобы ни в коем случае не напоминать рукотворный тротуар. Дорожка должна быть максимально похожа на тропинку в горах. Когда участник церемонии ступает на родзи, то погружается в особое состояние сосредоточенности и одновременно забывает о своих проблемах за пределами сада.
Тясицу
Чайный домик представляет собой простую небольшую постройку, которая не должна отвлекать от чаепития. Как правило, тясицу состоит из одной комнаты, внутри которой достаточно высоко располагается 6-8 окошек
Важно, чтобы вид из окон не притягивал к себе внимание присутствующих
Тясицу обладает низким и узким входом. Исторически это было необходимо, чтобы воины-самураи не могли войти в домик для чаепития с оружием. Кроме того, такой вход принуждает поклониться каждого вошедшего, независимо от их положения и статуса.
Обстановка домика проста и аскетична: на полу лежат татами, в центре располагается очаг для приготовления чая, а на стене должна быть специальная ниша или полка – токонома. На эту полку кладут благовония, особенную композицию из цветов и свиток с изречением, подходящим по случаю проведения церемонии. Все элементы интерьера должны гармонировать друг с другом и создавать особую атмосферу.
Время пить чай – когда проводят церемонию
Ничто не остается прежним: это неумолимый закон времени. Поэтому чайная церемония может проходить в любое время суток. Ночь, как и день, — прекрасное время для того, чтобы попить чая. Однако в зависимости от времени суток различают разные виды церемоний.
Традиционные разновидности чайных церемоний:
- Ночная тайна. Ночью все воспринимается иначе, поэтому чайные мастера стремятся создать мистическую атмосферу церемонии, которая проходит в лунном ареоле. При звездном свете заваривают порошкообразный чай из цельных листьев, который всегда заваривается очень крепко. Гости собираются около полуночи и возвращаются домой к 3-4 часам ночи.
- Чай восходящего солнца. Рассвет прославляет жизнь, поэтому обряд бывает восторженным и даже счастливым. Царит атмосфера признательности и принятия, ведутся разговоры о Добре и Любви, Работе и Мечтах. Потребление чая начинается около 3 часов утра и продолжается до 6 часов утра, чтобы посетители могли полностью оценить тонкую грань между темнотой и рассветом.
- Освежающий утренний чай. Утренняя чайная церемония начинается около 6 часов утра, когда солнце очень мягко согревает, а воздух еще помнит ночную прохлада. Утренний ритуал обычно проводится в теплое время года, когда прохлада доступна только поздно вечером и рано утром.
- Послеполуденное чаепитие. Солнце замерло полдня, гости успели хорошенько остыть и нуждаются в расслабляющем чаепитии. Послеобеденная церемония начинается около 13:00 и дополняется только легкими сладостями, которые подчеркивают вкус чая.
- Вечерняя церемония. Вечер — прекрасное время для чайной церемонии. У гостей есть возможность освободиться от всех дневных забот и полностью погрузиться в созерцание — впереди целая ночь на восстановление, а значит, вы можете позволить своей душе взлететь!
- Персонализированные чайные церемонии. Помимо ежедневного чайного цикла существует особый вид чайной церемонии — «особый» (по-японски риндзитяна), который заказывается для знаменательных событий. Популярны чайные встречи старых друзей, празднование важных семейных дат, организация юбилеев и других торжеств.
Часто на таких мероприятиях бывает много людей, не знакомых с деталями чайной церемонии, поэтому мудрость и опыт мастера играют решающую роль. Требуется не только правильно и красиво провести обряд, но и задать желаемый эмоциональный тон, чтобы очаровать всех участников внутренней и внешней красотой ритуала. Такими впечатляющими духовными качествами обладает только высокопоставленный чайный мастер.