Баухауз в Дессау
После того как в Веймаре прекратилось финансирование школы, всем причастным и сочувствующим пришлось собрать свои скромные пожитки и передислоцироваться в город Дессау.
Там в чистом поле по проекту Гропиуса было отстроено новое здание школы – еще более продуманное и рациональное. Хотя казалось бы, куда уж более.
Проект здания школы Баухауз в Дессау
Совсем недалеко от вдоль дороги были выстроены так называемые дома мастеров. То бишь людей, кто преподавал в школе. При обсуждении переезда школы из Веймара, строительство жилья для команды единомышленников было одним из условий Гропиуса. Логично в общем-то, надо же им где-то жить. Попрактиковаться на себе и увидеть плюсы и минусы своих конструкций никогда не помешает.
Один из домов мастеров в Дессау
Баухауз в Веймаре 1919-1925
25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.
Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».
«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»
Театральный курс
Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.
В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».
Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.
Берлин
Хотя ни у нацистской партии, ни у самого Гитлера не было единой архитектурной «политики» в 1930-х годах, нацистские писатели, такие как Вильгельм Фрик и Альфред Розенберг, назвали Баухаус «антигерманским», критикуя его модернистские стили, сознательно вызывая общественные споры по таким вопросам, как квартира крыши. В начале 1930-х годов они все чаще характеризовали Баухаус как прикрытие для коммунистов, русских и социальных либералов. Этой характеристике способствовали действия ее второго директора, Ханнеса Мейера, который с рядом верных учеников переехал в Советский Союз в 1930 году.
Под политическим давлением Баухаус был закрыт по приказу нацистского режима 11 апреля 1933 года. Закрытие и ответ Мис ван дер Роэ полностью задокументированы в книге Элейн Хоффман. Архитекторы удачи.
Почему Баухауз так важен?
Ниже представлен текст, который был размещен на обложке
книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.
- Баухауз смело принимает машины, как инструмент, достойный художника;
- Баухауз решает проблему хорошего дизайна для массового производства;
- Баухауз собирает на своих факультетах больше выдающихся художников, чем любая другая школа искусств;
- Баухауз преодолевает пропасть между художниками и промышленностью;
- Баухауз ломает систему, которая разделяет «изобразительное» и «прикладное» искусство;
- Баухауз понимает, что можно обучить технике, но нельзя обучить творческой изобретательности;
- Здание Баухауза в Дессау — главное архитектурное сооружение 20-х годов;
- Методом проб и ошибок Баухауз придумал новый и современный вид красоты;
- И, наконец, потому что влияние Баухауза распространилось на весь мир и особенно сильно сегодня в Англии и Соединенных Штатах.
Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.
Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика — этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше — лучше» — принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.
Политический контекст
Консервативная модернизация Германской империи в 1870-х годах сохранила власть в руках аристократии. Это также потребовало милитаризма и империализма для поддержания стабильности и экономического роста. К 1912 году подъем левой СДПГ стимулировал политические позиции с идеями международной солидарности и социализма, настроенными против империалистического национализма. Первая мировая война последовала с 1914 по 1918 год, что привело к краху старого режима и периоду политической и социальной неопределенности.
В 1917 году, в разгар кровавой бойни Первой мировой войны, рабочие и солдатские коллективы (Советы) захватили власть в России. Вдохновленные российскими рабочими и солдатскими Советами, были сформированы аналогичные немецкие коммунистические фракции, в первую очередь Спартаковская лига, которые стремились провести аналогичную революцию в Германии. В следующем году смертельные агонии войны спровоцировали немецкую революцию, когда СДПГ добилась отречения кайзера и формирования революционного правительства. 1 января 1919 года Спартаковская лига попыталась взять под свой контроль Берлин, действие, которое было жестоко подавлено объединенными силами СДПГ, остатками немецкой армии и правыми военизированными группами.
Выборы состоялись 19 января, и была создана Веймарская республика. Тем не менее, коммунистическая революция все еще оставалась целью для некоторых, и республика советского образца была провозглашена в Мюнхене до ее подавления правым фрайкорпусом и регулярной армией. По всей стране продолжали разгораться спорадические бои.
Выставка 1923 года в Веймаре
Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.
Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923
Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.
Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома
Новаторское видение
Одним из важнейших факторов, способствовавших тому, что Баухаус стал чрезвычайно известным и выдержавшим испытание временем, был его фундаментальная философия интеграции искусства с ремеслами, а затем и с архитектурой. Баухаус объединил обучение искусству, которое считалось «элитным» обучением, с ремеслами — это было сделано впервые в мире и задумано как новая область обучения, называемая дизайном, как мы его знаем сегодня. Эта концепция единства визуальной материальной культуры была очень радикальной и авангардной для своего времени. Комбинация движения, которое распространилось в таких областях, в огромной степени способствовало его широкой репутации, поскольку оно просачивалось через текстиль, продукты, изобразительное искусство, скульптуру, мебель, театр и архитектуру.
Школа Баухаус, Дессау, Германия, сегодня
Знаковые изобретения
Cantilever chair (Cesca)
Консольное кресло с сиденьем, будто бы зависшем в воздухе, изобрел в 1928 году Марсель Бреер. Для каркаса он использовал стальные трубки и подарил изобретению уменьшительное имя приемной дочери – «Ческа».
Кресло Wassily (Model B3)
Создано Бройером в 1925-1926 гг., когда он возглавлял мастерскую по изготовлению шкафов в Баухаусе (период Дессау).
Bauhaus Cradle
Вдохновляясь работами Василия Кандинского, Петер Келер, студент школы Баухаус, создает абстракционистскую колыбель.
Легендарное кресло Grand Confort (оно же «LC2»)
Великолепие матовой черной кожи и каркас из холодной стали принадлежит фантазии Ле Корбюзье. Вы могли видеть это кресло в сериале «Шерлок», именно на нем обычно сидит главный герой.
Изделия Марианны Брандт
Талант Марианны Брандт проявился в полной мере сразу в некоторых сферах. Она воплощала в своем творчестве целевые принципы баухауса, сочетая ремесло с высоким художественным вкусом. Марианна делала фотоколлажи, рисовала и была первой женщиной, работавшей по металлу.
Дизайн футуристических сервизов Брандт отражается в современных изделиях, ее почерк угадывается в острых носиках чайников, треугольниках подставок для салфеток, черных кубиках электронных часов.
Красно-синий стул Ритвельда
Rood-blauwe stoel — голландский дизайнер Геррит Ритвельд спроектировал в 1918 году. Ритвельд входил в ту же группу художников, что и Мондриан – «Стиль», отсюда – металлическая решетка-каркас и знакомые по дизайнам Мондриана цвета.
Оригинальный красно-синий стул приютил Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Знаковые проекты Баухауса
Создатели Баухауса отвергали в архитектурном стиле и дизайне интерьера узоры, орнаменты. Они были уверены, что человек должен быть окружен функциональными предметами, которые назывались вещами-помощниками. Вместо декора во главу угла были поставлены матовые и глянцевые поверхности, сочетание фактур и комбинирование теплых и холодных оттенков. Например, дерева с металлом.
Эти тенденции ярко прослеживаются в проектах преподавателей и студентов школы. Самым известным из них можно назвать здание школы в Дессау. Новый дом Bauhaus получил функциональный дизайн, лишенный какого-либо декора. По фото этого сооружения легко получить представление о том, к чему стремился Вальтер Гропиус. Он не любил «перегруженные» украшениями фасады — вместо них автор проекта сделал главным акцентом здания большие окна с металлическими рамами. Здание с плоской крышей ассиметричное, состоит из нескольких частей. Рядом с ним можно увидеть домики преподавателей — тоже в стиле минимализма, они остро контрастируют с привычными особняками на соседних улицах.
В Веймаре расположен первый пробный проект учебного заведения, Хаус-ам-Хорн или дом на холме. Его создание было приурочено к выставке 1923 года. Это оригинальное строение стало прототипом идеального дома новой эпохи. В нем все продумано и функционально — авторы использовали энергосберегающие технологии и инновационные материалы, а планировка четкая и простая. Все до мелочей в этом здании было придумано в мастерских школы.
Кресло Wassily — еще один знаменитый проект Баухауса, авторство которого принадлежит студенту и преподавателю школы, Марселю Брейеру. Оригинальным названием модели было В3. Предмет мебели получил облегченную конструкцию из трубчатой стали. Новинка от Марселя Бройера дала начало целой серии, состоящей из диванов, кроватей, столов и не только. Эти кресла выпускаются и сегодня.
Было спроектировано в производственных мастерских немецкой школы дизайна и кресло Barcelona. Оно тоже встречается в продаже и сегодня. Его автором стал архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ. Кресло получило тончайший металлический каркас и плоские подушки из кожи. За функциональность и удобство его ценят и сегодня, поэтому модель часто можно увидеть в интерьере офисов и жилых домов.
От «Веркбунда» к «Баухаузу»
Один из возможных ответов на этот вопрос сформулировала немецкая организация под названием «Дойче Веркбунд». Основанная в 1907 г. в Мюнхене, «Веркбунд» свела вместе группу самых передовых дизайнеров и художников, не искавших вдохновения в прошлом и не пытавшихся ему подражать. Эта группа разработала революционные дизайнерские и архитектурные проекты, но все равно показалась юному зодчему Вальтеру Гропиусу недостаточно радикальной — ему хотелось большей близости промышленности и промышленного дизайна. И вот в 1919 г. Гропиус совершил серьезный карьерный шаг — возглавил Школу искусств и ремесел в Веймаре, реорганизовав ее и назвав «Баухаузом».
Вальтер Гропиус
Сближением промышленности и ремесленничества Гропиус желал революционизировать способ проектирования и производства различных объектов. Он понимал, что для этого ему придется учить студентов не только ремеслам и дизайну, но и понятиям цвета и формы, и поэтому пригласил в свою школу преподавателей живописи, среди которых оказались Пауль Клее и Йоханнес Иттен.
Здание «Баухауза»
Здание, спроектированное Гропиусом для «Баухауза» в Дессау (внизу), — одно из важнейших для ХХ в. воплощений нескольких архитектурных идей, которые впоследствии будут активно воспроизводить и адаптировать. Здание проектировали как комбинацию блоков, каждый — со своей функцией: в одном — аудитории и библиотека, в другом — мастерские и студии, в третьем — студенческое общежитие. Эти блоки связывала секция, в которой размещался лекционный зал и мостик с кабинетами администрации. Такое зонирование, при котором каждый блок был снаружи устроен в соответствии со своим содержанием, оказалось невероятно значимым, как и отсутствие у здания переда как такового — оно все состояло из различных флигелей. Свободно спланированные пространства, откровенность в использовании бетона и стали, мощные прямые линии — все это архитектура постоянно повторяла в дальнейшем как для возведения учебных зданий, так и многих других.
Здание Баухауза
Поделиться ссылкой
Баухауз в Дессау 1925-1931
Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.
В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.
В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.
Стены, пол, потолок
Немецкий стиль, основанный на принципах практичности и доступности — один из наиболее простых для реализации в современных условиях; необходимые материалы найдутся в любом сетевом строймаркете. Каноны баухауза предлагают следующие готовые решения:
Предпочтительное напольное покрытие — качественный линолеум нейтральных тонов. Можно заменить его ламинатом с имитацией деревянной или металлической поверхности; подойдет и светлая паркетная доска.
Покрытие с имитацией дереваИсточник artsten.ru
- Для стен и потолка предпочтительна светлая штукатурка. Потолок можно покрасить или сделать его натяжным, а на стены подобрать светлые обои с геометрическим рисунком.
- Цветочные принты и яркие краски будут неуместны — они немедленно разрушат образ.
Светлая отделка увеличивает пространствоИсточник vsaunu777.ru
Искусство должно быть строительным
«Конечная цель всего искусства — строительство!» Вальтер Гропиус высказал свою точку зрения с самого начала Манифеста Баухауса. Он утверждал, что искусство — это не профессия. Следовательно, архитекторы, скульпторы и художники должны вернуться к своему делу. Другими словами, художник и ремесленник — одно и то же. Сзади — моменты озарения за пределами человеческой воли, которые могут позволить творчеству превратиться из ручной работы в произведение искусства., — написал Гропиус в проспекте эмиссии. Вот почему он хотел воссоздать мастерство и стереть искусственный барьер между «благородными» художниками и «рабочими» мастерами. Он утверждал, что ради будущего строительства все художественные дисциплины должны объединиться в единое целое. Именно это он делал с Баухаусом. Это была амбициозная программа, направленная на освобождение художественного мира от собственной изоляции. В конце концов, он стал одним из самых влиятельных художественных течений в истории искусства. Трудно было представить, что такое движение легко приживется, например, в США. Но именно это и произошло. Сейчас невозможно прогуляться по любому американскому городу и не быть заинтригованным огромным влиянием Баухауса на его архитектуру.
Марсель Брейер , 1925
Мебель
Эстетика здесь уходит на второй план. На первом месте всегда будет функционал. Вся используемая в подобных интерьерах мебель должна быть удобной, практичной и не слишком дорогой. Нередко стулья и диваны лишены подлокотников, а в качестве основного материала основания может выступать пластик или металл.
Внешний вид такой мебели прост, обычно, это сочетание горизонтальных и вертикальных плоскостей. Так как одной из главных идей является экономия пространства, предметы меблировки нередко выполнены трансформируемыми. Стулья легко вкладываются один в другой, а корпусная мебель зачастую представлена модульными решениями.
Особенности учебного процесса в Bauhaus
Приоритетом в обучении в Баухаусе были практические занятия, тогда как само изучение теории и истории искусства уходило на второй план. В этом заключалось одно из отличий немецкой школы от классических учебных заведений. За эстетическую составляющую процесса обучения отвечали художники, а навыкам профессии обучали мастера-ремесленники.
Вальтер Гропиус изобразил систему обучения в школе в виде концентрических колец. Согласно предложенной им схеме, каждое кольцо обозначало определенный курс:
Наружным слоем был полугодовой курс-форкурс или пропедевтический курс, на который принимали всех желающих. На этом этапе ученики изучали закономерности форм и цветов, обучались в начальных мастерских и изучали материалы.
Второй и третий круг наступали после завершения вводного курса, на этих ступенях студенты активно разбирали такие материалы, как камень, металл, стекло, глина и не только, осваивали приемы работы с ними, изучали конструкции и инструменты
Основное внимание в это время уделялось работе в производственных мастерских.
Центром схемы был круг, который обозначал проектирование. Чтобы приступить к этой части, студенты должны сдать экзамен в мастерских, а уже затем начинать изучение архитектуры
Однако во главу угла были поставлены дизайн и декоративное искусство.
В Bauhaus был сделан акцент на индивидуальности каждого ученика. Особая творческая атмосфера и новейший подход к системе обучения помогали раскрыть талант учащихся, освободить их от условностей. Также Гропиус считал сердцем школы производственные мастерские, поскольку там студенты получали профессиональную специализацию, перенимая опыт от мастеров, художников-проектировщиков.
Принципы Баухаус
Одна из главных идей Баухауса: художник — высшая ступень ремесленника. Поэтому в основе обучения было освоение практических навыков и мастерства, умения делать руками, что напоминало традиции итальянской боттеги.
Основные принципы школы сформулированы в ее манифесте, далее приводим некоторые пункты.
- Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.
- Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.
- Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.
- Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом.
- В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.
- Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.
Здание Баухаус сегодня
Вальтер Гропиус – создатель школы Bauhaus
Конечно, школа была инновационной потому что все внимание и исследования было направлены на поиск форм, соответствующих новому времени. Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус следовал по технологичному пути в создания новых форм, это дало мощный толчок развитию индустириям архитектуры и промышленного дизайна
Баухаус для архитектуры это как изобретение конвейера в промышленности. К умению конструировать дома и небоскребы добавляем художественное образование и в 1919 году получаем баухауз. с 1919 года первый технологичный образа архитектуры баухаус за 100 лет эволюционирровал в несколько архитектурных стилей. Направление продолжает разиватьсяВ продуктовом дизайне развитие достигло верхней точки 1955-1965 годах. Самые зрелищные части продуктового дизайна — мебель и техника.
В 1919 году Гропиус объединил Академию изобразительных искусств и Школу прикладных искусств в единую организацию. Это считается датой основания школы Bauhaus / Баухаус. Гропиус призывал всех создавать единый образ будущего, которое должно быть простым, и включать в себя сразу архитектуру, живопись и скульптуру.
Создатель и вдохновитель школы Вальтер Гропиус поставил целью объединить искусство и ремесло, и соединяя вместе эти дисциплины был создан специальный учебный план на 3 года — см. схему обучения.
Необходимо было разрушить старую иерархию и создать свой новый стиль, чтобы перейти в современную эпоху. При этом, он соответствовал всем нормам индустриальной эпохи и шел вровень с ней. Теперь же его считают модернистом своего времени.
Вальтер Гропиус своими идеями притянул в школу самых знаменитых архитекторов и художников, философов и учителей своего времени.
Одним из них учителей школы стал Йоханнес Иттен, который проводил предварительные курсы для учеников, где изучали цвета и форму
Он рассказывал о том, что цвета влияют на психику человека, поэтому их нужно использовать максимально осторожно.После этого курса студенты направлялись на специализированные занятия, где изучали металлообработку, ткачество, керамику и производство шкафов. Гропиус пытался объединить все стили в одном
Но нужно было сохранять дисциплинарные различия, хотя финансовые реалии не позволяли действовать во весь размах.
Картина: ВстречаЙоханнес Иттен1916 г.
Картина: Цветные формы и структурыЙоханнес Иттен1953 г.
Цветовой круг ИттенаЙоханнес Иттен1921г.
Одним из приглашенных учителей стал Тео ван Дусбург, один из основателей движения Де Стиль и Неопластицизма«В Веймаре я радикально перевернул все. Это знаменитая академия, в которой сейчас работают самые современные преподаватели! Я разговаривал с учениками каждый вечер, и я вселил яд нового духа повсюду. У меня есть горы силы, и теперь я знаю, что наши представления победят всех и вся ».
Тео ван Дусбур
Эскиз виллыТео ван Дусбург1923 г.
Композиция в серомТео ван Дусбург1919 г.
Ласло Мохоли-Нади сменил Й. Иттена и стал преподавать подготовительный курс. Он стал более направленным на философию и машинную эстетику.
С 1922 года, после того как Экономика германии вновь пошла на подъем, школа также получила второе дыхание. Стали привлекаться новые художники
- Ласло Мохой-Нади
- Форма вместо цвета, кинетика вместо динамики
Гропиус считал, что современное искусство и дизайн должны примириться с этой эстетикой.
История основания школы
Баухауз или Баухаус — государственная высшая школа строительства и формообразования, существовавшая в Германии. Открытое в 1919 году учебное заведение определило основные принципы архитектуры столетия, но многие дизайнеры и другие специалисты следуют его идеям и по сей день. Термин Bauhaus с немецкого языка расшифровывается как «строительство» и «дом».
Отцом школы Баухаус стал Вальтер Гропиус, берлинский архитектор и художник. Местом основания учебного заведения был выбран небольшой городок Веймар, учебные классы и мастерские разместились в особняке XIX века. Гропиусу удалось собрать под одной крышей многих известных художников из разных стран. Сам он проникся новаторскими идеями во время путешествия в Испанию. На творческие и теоретические взгляды Гропиуса особенно повлияла война — после ее окончания архитектор понял, что нуждается в переменах.
Первая мировая оказала влияние не только на Вальтера, но и других рядовых жителей Европы. Они нуждались в новом художественном языке и даже новом искусстве. Этим потребностям и отвечал Bauhaus — учрежденное в революционный период учебное заведение стало средоточием новаторских идей, которые закладывались в европейской деятельности в последние годы.
В 1925 году школа покинула Веймар из-за прекращения финансирования. Директор нашел спонсора, и в результате в Дессау началось строительство собственного комплекса, отведенного под учебное заведение. Этот городок находится всего в 100 километрах от Берлина. Под академический городок Баухауса выделили большой незастроенный участок, окруженный лесами и полями. Проект зданий выполнил сам Гропиус совместно со своим помощником Адольфом Мейером. Учебный комплекс был возведен в рекордные сроки — всего за год.
Школа работала в Дессау почти до самого закрытия — незадолго до этого события она перебралась в Берлин, где и была упразднена в 1933 году. К тому моменту многие преподаватели покинули проект, а кресло директора занял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1933 году Баухауз был закрыт, поскольку нацисты посчитали учебное заведение рассадником опасного интеллектуализма. Но репрессии не уничтожили школу, а лишь сделали ее идеи популярными, если не сказать культовыми, во всем мире.
Основные черты стиля
Это направление в дизайне стало сочетанием истинно немецкой практичности и при этом, простоты окружения. Все предметы меблировки имеют незамысловатые строгие линии, отдавая большую дань практичности, но, при этом, оставаясь достаточно привлекательными с точки зрения эстетики. Главные формы, используемые дизайнерами при отделке дома в стиле баухауз – квадрат, круг, овал и другие простые геометрические фигуры.
Смешение натурального дерева, стекла, кожи и одновременно искусственных материалов – яркая черта, присущая этому стилю. Диваны имеют прямоугольные подушки и лишены подлокотников, а столы часто выполнены со стеклянной столешницей, и опираются на металлические ножки.
Встроенная мебель появилась в интерьере именно тогда, когда миру был представлен стиль баухауз. Шкафы – купе стали одной из характерных особенностей этого вида оформления. Такой громоздкий предмет интерьера занимал слишком много места и его убрали в стену. Больше пространства для жизни и меньше – для мебели. Эта идея стала одним из основных девизов данного направления в дизайне.
Подход к отбору и обучению студентов
Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.
Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.
Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.
Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.