Как функционируют произведения в стиле оп-арт
Особенность всех работ в этом стиле – взаимовлияние глаза и мозга, то есть органов, что принимают и расшифровывают изображение.
Некоторые узоры способствуют созданию хаотичного изображения, визуальных эффектов. Работы художников в стиле поп-арт возможно поделить на два типа:
- работы в черно-белой гамме, которая формирует эффект передвижения картинки;
- работы в другой цветовой гамме, которые создают иллюзии в процессе взаимодействия нескольких цветов друг с другом.
Оп-арт является объектом исследования многих ученых в области мозга. Они при помощи таких работ выясняют, как воспринимает человек подобные иллюзии. Вывод, к которому большинство ученых приходят, состоит в том, что на человека воздействуют исключительно контрастные части. Разные люди, в разных ситуациях видят одну картину по-разному. Плюс ко всему восприятие меняется и из-за различного фона. Так картина на сером будет выглядеть менее контрастно, чем на черном.
Признание и критика современников
Пока шла Первая мировая война, художник Пит Мондриан проводил все время на родине, в Нидерландах. В 1915 году, вместе с художником Тео ван Дусбургом, с которым очень близко сошелся в то время, основал движение художников «Стиль», а заодно и одноименный журнал, в котором он проповедовал свои взгляды на художественное творчество будущего. Критики и исследователи художника Мондриана считают, что именно этот журнал стал своеобразной платформой для развития взглядов неопластицизма. Этот стиль основан на скрупулезной, детальной передаче внутреннего состояния художника или какой-то отдельно взятой эмоции, при очень аскетичном наборе красок или форм, будь то геометрические фигуры, линии и прочее.
Абстракционизм Мондриана : Daily Culture
Пит Мондриан (Питер Корнелис Мондриан) – нидерландский художник, один из основоположников абстракционизма. Некоторые его картины написаны под влиянием увлечением теософией Е. П. Блаватской. Это неудивительно, абстрактная живопись ассоциируется с чем-то мистическим, неопознанным. Каждый в картине видит то, что ему хочется увидеть, не всегда понятна задумка автора произведения. Одни исследователи растолкуют набор цветных квадратиков, выдвинув серьезное объяснение, а другие напишут, что картина выражает сиюминутное настроение автора. Не каждый простой зритель увидит в абстрактной живописи смысл, кто-то возмутится, что такое произведение искусства может создать даже пятилетний ребенок. Как бы то не было, абстракционизм существует, Пит Мондриан такой же его основоположник, как русские художники Казимир Малевич и Василий Кандинский.
Будущий известный художник родился 7 марта 1872 года в Нидерландах, в семье директора школы. Художественный талант стал проявляться с детства. Ранние работы представляли собой пейзажи, написанные в духе импрессионизма. Выставка кубизма, проходившая в 1911 году в Амстердаме, оказала большое влияние на творчество Пита Мондриана. В 1915 году он основал вместе с художником Тео ван Дусбургом движение «Стиль» (общество художников, созданное в Лейдене в 1917, придерживающихся художественного направления неопластицизма) и одноименный художественный журнал.
Являясь представителем неопластицизма, Пит Мондриан еще больше сокращает художественные средства в своих работах, он признает черный, белый и другие интенсивные цвета. Мондриан был не только художником, но еще и теоретиком живописи, в 1919 году он выпускает тракт «Неопластицизм», в котором поясняет публике принципы своего искусства. Живописец стремился к строгому геометрическому порядку в искусстве. Эти метания в живописи присутствуют в первый парижский период жизни Мондриана.
Второй парижский период (1919 – 1938) представлен законченной системой геометрической абстракции. Композиции представляют собой пересекающиеся вертикальные и горизонтальные линии и точно закрашенные квадраты и прямоугольники. Художник определяется с цветами, фаворитами становятся – красный, синий и желтый. В картинах цветные ячейки чередуются с белыми (Композиция с красным, желтым и синим, 1921) . В 1924 году Мондриан рвет все связи с объединением «Стиль» и остается в одиночестве. В 1930-е годы художник решает снова стать членом близкого по духу художественного объединения, его мнение обладало авторитетом, в результате он приобретает ведущую роль в «Круге и квадрате» и «Абстракция — Творчество».
Жизнь в Париже перестает устраивать художника, в 1938 году он становится жителем Лондона, а в 1940 году переселяется в США. Смерть настигла великого художника, создателя нового направления в искусстве, 1 февраля 1944 года в Нью-Йорке. Пит Мондриан оказала огромное влияние на искусство в целом. Современные художественные направления черпают идеи из неопластицизма. Если не было бы абстракционизма, то и не было бы минимализма, не было бы большого количества современных оригинальных, некоторых экстравагантных произведений в архитектуре, скульптуре и живописи. Пит Мондриан умер больше пятидесяти лет назад, но его дело продолжает жить до сих пор.
Полина Кириллова
Основные признаки дизайна интерьера в стиле Мондриана
1. Использование прямых линий и простых форм. будут отображать гармоничное сочетание материи и духа.2. Использование простых открытых цветов. Сочетание разноцветных ровных плоскостей сделает интерьер строгим, но не скучным.3. Четкое деление. Четкие правильные формы и цвета, грамотные деления.
Означает противоположность всему традиционному. Это взрыв цвета, уход от привычных форм. Мы сможем создать для вас этот стиль, если вы готовы ко всему необычному, креативному и имеете свой стиль во всем!Живите красиво!:)
Узнайте больше об дизайне интерьера в стиле авангард из нашей слудующей статьи…
Питер Корнелис Мондриан (1872 — 1944) — голландский художник, положивший начало абстрактному направлению в живописи, наряду с Кандинским и Малевичем. При первом взгляде на его работы сразу считывается их гениальность и простота — три цвета сочетаются с идеально ровной клеткой разного размера. Этот прием повлиял на такие направления, как минимализм и поп-арт, а так же дизайн XX и XXI века.
В чем суть?
Четкие геометрические формы Мондриана идеально ложатся практически на любые поверхности и возносят обычный предмет до уровня искусства. Началось все в 1930-х годах, когда художник жил в Париже
Он привлек внимание модельера Лолы Прусак, работавшей в то время на модный дом «Hermès». Лола очень прониклась работами голландского художника и создала линейку сумок и чемоданов со вставками из красных, синих и желтых квадратов
Следующим деятелем моды, который обратил внимание на картины Мондриана, стал модельер Ив Сен-Лоран, который в 1965 году выпустил несколько шерстяных мини-платьев «Mondrian» с фирменным узором Пита. Именно благодаря этому французскому модельеру, Мондриан окончательно утвердился в мире высокой моды. После этого, многие дома моды тоже начали использовать фирменный стиль Пита в своих коллекциях, но увы, делали это с непозволительной вольностью — в платье DVF убрали синий цвет, а желтый заменили на бежевый, в Moschino красный прямоугольник превратили в фирменное сердце, а британский дизайнер Вивьен Вествуд пришила к классической «красно-сине-желтой клетке» зеленый рукав.
Где еще есть?
Сегодня фирменную «цветную решетку» Пита Мондриана можно встретить практически везде. Ее размещают на обуви — от Laboutin до Nike, она отлично смотрится на купальниках, шляпках, клатчах, футболках и даже носках. К тому же, этот узор размещается и на предметах мебели, в интерьере, фасадах домов, автомобилях, велосипедных седлах, средствах для укладки волос, мыла с мандарином (потому что мыловары оценили сочетание «Mandarin Mondrian») и чехлах для телефонов. Имеют место быть и совсем внезапные применения — в городе Химки Московской области есть пешеходный переход, расписанный в этом стиле. А в самой Москве в 2016 году открылась станция метро «Румянцево», где можно насладиться ровными разноцветными прямоугольниками Мондриана сполна. Но дальше всех пошли программисты — они создали язык программирования Piet, который выглядит как разноцветная мозаика.
Я тоже видел!
Можно долго перечислять все поверхности и локации, куда отлично вписывается язык живописи Пита Мондриана. А где его видели Вы? Делитесь своими наблюдениями и фото на нашей страничке в Фейсбуке. Обязательно расскажите друзьям об этом легендарном творце, чьи работы, созданные в начале XX века, нашли отражение и в современных предметах и пространствах.
Пита Мондриана ставят в один ряд с Малевичем и Кандинским, называя основоположником абстрактной живописи. Апогеем его творчества стали «геометрические картины», пространство которых заполнено прямоугольниками и квадратами чистых цветов. И при всей кажущейся простоте работ Пита Мондриана, они таят в себе множество интереснейших фактов.
Как повлияла
Геометрические формы, которые использовал Мондриан, универсальны и хорошо ложатся на разные поверхности. Поэтому референс «Композиции» прослеживается в разных направлениях дизайна ― от модной одежды до вёрстки интерфейсов. Со временем использование разноцветных блоков в оформлении стало самостоятельным приёмом ― колор-блок.
Пит Мондриан фактически стал вдохновителем минимализма и оп-арта ― ответвления абстрактного искусства, основанного на геометрических формах и оптических иллюзиях. Одни художники создают в своих работах прямые отсылки на голландца, а другие по-своему переосмысливают его метод.
Оп-арт-проект Джанни Сарконе ― композиция в цветовой палитре Мондриана вписана в золотое сечение
Изображение: Gianni Sarcone
В 1965 году дизайнер Ив Сен-Лоран представил коллекцию одежды Mondrian. Это была серия шерстяных платьев с узнаваемым рисунком и цветами.
Фото: Nationaal Archief
Фото: Louis Dalmas / Musée Yves Saint Laurent Paris
Позднее разные модные бренды не раз обращались к характерным цветам и формам Мондриана.
Блейзер Moschino в стиле работ МондрианаИзображение: Walker/Viden / Ebay
Отсылки к «Композиции» Мондриана встречаются в оформлении общественных пространств. Например, в 2016 году в Москве открылась станция метро «Румянцево», в дизайне которой использовали разноцветные прямоугольные блоки.
Изображение: Студия Артемия Лебедева
Ещё один пример ― дом Чарльза и Рэй Имз. Фасад здания составлен из прямоугольных стеклянных блоков в чёрной арматуре, окрашенных в белый, синий, красный и жёлтый.
Фото: Stephanie Braconnier / Shutterstock
В 2017 году к столетию творческой группы «Де Стейл», одним из основателей которой был Пит Мондриан, фасад мэрии в Гааге оклеили тонкими разноцветными пластиковыми листами.
Фото: studio VOLLAERSZWART / Behance
Работами Мондриана вдохновляются, когда оформляют и жильё. Например, итальянская студия notooSTUDIO разработала проект, где искусство вступает в диалог с бытом.
Фото: notooSTUDIO srl / Behance
Фото: notooSTUDIO srl / Behance
В 2016-м Sagmeister & Walsh в рекламной кампании для Aïzone использовали цветовое оформление «Композиции»
Составленные образы работают сразу на двух уровнях: внимание привлекает и яркая, психоделическая картинка, и узнаваемый референс
Изображение: Aizone / Sagmeister & Walsh
Изображение: Aizone / Sagmeister & Walsh
В 2005 году агентство Wyler Werbung юмористически обыграло композицию Мондриана в рекламной кампании для фирмы, занимающейся перевозками. На постере картина «осыпалась», и компания обещает, что с вещами их клиентов такого не произойдёт.
«Искусство остаётся прекрасным, когда мы его доставляем»Изображение: Art Logistics Worldwide / Kraft Els / Wyler Werbung
Сегодня на многих сайтах применяют вёрстку блоками разных цветов.
Оформление сайта в мондриановских цветахИзображение: Giorgi Gelbakhiani / Dribbble
Проект сайта для Balenciaga: на то, что в качестве референса использовался Мондриан, указывают цветные разноразмерные блоки, разграниченные чёрными линиямиИзображение: Vyk Designer / Behance
Австралийский физик Дэвид Морган-Мар придумал язык программирования Piet, названный в честь Мондриана. В коде вместо текста используются разноцветные блоки, а написанная программа выглядит как пиксельная абстрактная мозаика. Для кодирования используют 20 цветов.
Молдинги и лепнина
История лепнины берёт начало в Древнем Египте: примерно в 5-м тысячелетии до нашей эры. Рельефными элементами украшали капители колонн, входные порталы, наличники дверей, карнизы и стены. Технология возникла благодаря строителям Древнего Египта: они добывали гипсовые минералы, измельчали их до состояния порошка, смешивали с водой и заполняли этой смесью формы.
Широкое распространение лепнина получила во времена Античности — в Древней Греции и Риме. Греки и римляне усовершенствовали технологию создания гипса и форм лепнины: узоры и орнаменты стали сложнее, интереснее и богаче.
Лепнину и молдинги — декоративные детали в виде планок — можно смело считать одним из вечных трендов в дизайне. Этот стилистический приём способен преобразовать интерьер и организовать архитектуру пространства, придав ему завершённость и изысканность. Настенные молдинги могут зрительно увеличить высоту и ширину стен — это хорошее решение для небольших помещений с низкими потолками.
Тренд широко применяется в современных интерьерах: как правило, его можно увидеть в таких стилях, как французский, неоклассика, эклектика и ар-деко.
ОТЗЫВ ГЕРОЕВ
С чего все началось?
За неделю до нового года мы планировали
ближайшие изменения в квартире, и, как обычно в новой квартире, хотелось всего
и сразу. Особенно этого всего хотелось для гостиной. В какой-то момент разговор
зашел про «Квартирный вопрос», и мы задумались о том, насколько вообще много к
вам приходит заявок и насколько сложно стать героем программы. В итоге мы
решили подарить себе на новый год приключение и стать участниками «Квартирного
вопроса». В этот же день мы заполнили
и стали
ждать своей участи. Ждали не очень долго, накануне нового года пришло письмо с
приглашением на кастинг.
Приглашение было на 11 января. За пару дней до кастинга все отменилось и дату перенесли на 16 января на день рождение Сергея. Мы поняли, что это – знак, и решили воспользоваться ситуацией на полную катушку.
На кастинге
мы были взволнованы
и немного
нервничали. Мы не готовили речь, мы готовили скорее темы для импровизации. И
вот в момент, когда после изучения кучи документов нам должны были назначить
дату съемок кастинга, выяснилось, что семья, которую должны были снимать, не
смогла прийти, а это значит, что есть время снять нас. Мы, конечно же, были
готовы. Все происходящее мы уже воспринимали как начало нашего большого
приключения, ведь столько всего совпало, чтобы съемка кастинга совпала с днем
рождения. Мы были на подъеме – энергия била через край, и кастинг мы отсняли на
одном дыхании.
А дальше было ожидание
. Читали форумы, отзывы участников и понимали,
что возможно всякое, могут и вовсе не перезвонить. И в моменте, когда мы уже
приготовились ждать терпеливо и долго, случился неожиданно ранний звонок
продюсера. Прошла всего неделя после съемок на кастинге, и мы уже утвержденные
герои программы. Что тут скажешь? Удивление, радость, счастье! Кинулись срочно
сообщать всем родным и близким.
В гости к нам приехали
две девушки-дизайнера
. Мы
мило пообщались о комнате и стали ждать утверждения макета. И вот долгожданный
звонок, но с неприятными новостями: дизайн-проект не утвердили – меняем
дизайнера на проекте. Далее к нам приехал Андрей Волков. С самого начала нам
показалось, что с Андреем у нас все получится. Так все в итоге и случилось.
После всех последних согласований с первых дней лета началось наше
изгнание.
Жизнь в изгнании
была целым испытанием
для нас.
Начиная от экстремального переезда и подготовки квартиры к ремонту
и заканчивая жизнью на новом месте. Пришлось изучать новый район, новую
инфраструктуру. Мы жили немного не в своей тарелке. Но самым тяжелым, конечно,
было гадать о будущем дизайне гостиной. Особенно после предмета-сюрприза,
который нам показали в день выселения. Что только ни приходило в голову с этим
рулоном черной ленты. Скажем прямо: этот предмет слегка обескуражил нас и в
чем-то даже напугал. Но мы не унывали и, решив, что черная лента – это лишь
полоса, разделяющая пространство комнаты на зоны, с оптимизмом смотрели на
будущий дизайн комнаты.
Чего боялись? Наверное, чересчур резких контрастов, слишком ярких и крупных акцентов. Хотелось скорее уюта и спокойствия.
Встреча в изгнании
была также запоминающейся
. Это
был первый за 20 лет день, когда Сергей попробовал себя на велосипеде и
самокате. На фоне целого шквала эмоций на тему катания нам вынесли следующий
предмет из интерьера – яркие геометричные часы. Сочетания цветов и контрасты
нам понравились. Но сам дизайн часов долго не выходил из головы – был знакомым.
Мы засели за интернет и в какой-то момент поняли, что это часы, сделанные по
картине Мондриана. Посмотрев на творчество именитого абстракциониста, мы
убедились, что ничего страшного в дизайне нас не ждет. Цветовая палитра,
сочетание контрастов – нам все нравилось.
Наконец – день съемок и возвращения домой
. Наступил тот долгожданный
день съемок.
Вы знаете, попадая в комнату мечты, в комнату, где все устроено гармонично, продуманно и, в конце концов, очень красиво, сложно передать ту волну эмоций, что переживаешь в этот момент.
Мы заходим в комнату
, и в первые секунды приходит понимание – нам все
нравится. А в следующие секунды приходит жгучий интерес – что нам нравится и
почему. Хочется все трогать, открывать, закрывать – учиться жить в этой
красоте.
Прошло уже три недели
после ремонта, а мы до сих пор не можем
поверить в свое счастье. С дизайном гостиной Андрей Волков справился «на
отлично», а работники реализовали его с очень высоким качеством.
Огромное спасибо
всей команде
проекта. Всем
продюсерам, администраторам, съемочной группе, дизайнеру Андрею Волкову и
очаровательной ведущей за удивительное, в чем-то экстремальное, веселое и
незабываемое приключение!
Единственный небольшой минус
– это отсутствие кондиционера. Но со
временем мы исправим это небольшое упущение.
Семья Елизаровых
Пит Мондриан – основоположник абстрактной живописи
Питер Корнелис (Пит) Мондриан – нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Его работы послужили вдохновением для многих творцов абстракционизма в будущем, известные модельеры использовали “цитаты” из картин художника для своих коллекций. Сегодня мы представим Вам лучшие работы художника.
Натюрморт с кувшином и имбирём IIДата завершения: 1912Стиль: КубизмПит Мондриан начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма.
Серое деревоДата завершения: 1911Стиль: КубизмГлубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911).
Натюрморт с кувшином и имбирём IДата завершения: 1911Стиль: КубизмВ 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».
Деревья на Гейнев лунном светеДата начала: 1907Дата завершения:1908Стиль: ФовизмГоды Первой мировой войны провел на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноименный художественный журнал.
Ветряные мельницы в солнечном светеДата завершения: 1908Место создания: Le Pouldu, FranceСтиль: ФовизмЖурнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулезной передаче обобщенной красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.
АмариллисДата завершения: 1910Стиль: Фовизм
Дюны в ЗеландииДата завершения: 1910Стиль: Фовизм
Церковная башня в ДомбургеДата завершения: 1911Стиль: Фовизм
Композиция с овальными и цветными плоскостями IIНеоплатицизм
Композиция в цвете АДата завершения: 1917Стиль: Неоплатицизм
Композиция: светлые цветные плоскости с серыми контурамиДата завершения: 1919Стиль: Неоплатицизм
Композиция с решеткой IXДата завершения: 1919Стиль: Неоплатицизм
Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синимДата завершения: 1921Стиль: Неоплатицизм
Композиция с красным, желтым и синимДата завершения: 1922Стиль: Неоплатицизм
Ромбическая композиция с красным, черным, синим и желтымДата завершения: 1925Стиль: Неоплатицизм
Композиция с красным, синим и желтымДата завершения: 1930Стиль: Неоплатицизм
Композиция III с синим, желтым и белымДата завершения: 1936Стиль: Неоплатицизм
Композиция с синимДата завершения: 1937Стиль: Неоплатицизм
Композиция № 10Дата начала: 1939Дата завершения:1942Стиль: Неоплатицизм
Буги-Вуги на БродвееДата начала: 1942Дата завершения:1943Стиль: Неоплатицизм
Трафальгарская площадьДата начала: 1939Дата завершения:1943Стиль: Неоплатицизм
Площадь Согласия (Place de la Concorde)Дата начала: 1938Дата завершения:1943Стиль: Неоплатицизм
Литература[ | ]
- Дейхер, Сюзанна. Пит Мондриан (1872-1944). Конструкции в пространстве. — АРТ-Родник. — 96 с. — ISBN 978-5-9794-0026-6.
- A. Boelke-Heinrichs, A. Czock, J. Dilling, B. Esser, A. Feise. 100 художников XX века / Редактор Е.В. Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — С. 112—113. — 210 с. — ISBN 5-8029-0037-7.
- Seuphor M. Piet Mondrian, life and work. New York: Harry N. Abrams, 443 pages 1956
- Piet Mondrian, 1872—1944: centennial exhibition. New York: Guggenheim Museum, 1971.
- Chandler A. The aesthetics of Piet Mondrian. New York: MSS Information Corp., 1972.
- Threlfall T. Piet Mondrian: his life’s work and evolution, 1872 to 1944. New York: Garland Pub., 1988.
- Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space. Köln: Benedikt Taschen, 1995.
- Mondrian: Great Modern Master/ Faerna José María, ed. New York: Harry N.Abrams, 1995.
- Schapiro M. Mondrian: On the Humanity of Abstract Painting. New York: George Braziller, 1995.
- Joosten J. J., Welsh R. P. Piet Mondrian: Catalogue Raisonné. New York: Harry N. Abrams, 1998.
- Bax M. Complete Mondrian. Hampshire: Lund Humphries, 2001.
- Rembert V. Piet Mondrian in the USA: the artist’s life and work. Dulles: Parkstone Press, 2002.
Как появилась
Пит Мондриан ― один из основоположников абстракционизма в живописи. Изначально он работал в технике импрессионизма, но после Первой мировой войны стал осваивать другие художественные направления. Результатом стал новый визуальный язык ― минималистичный, с чёткой геометрией и определённой цветовой гаммой. Художник использовал красный, жёлтый, голубой (основные цвета палитры), белый, чёрный и серый. Этот стиль Мондриан назвал неопластицизмом.
«Композицию с красным, синим и жёлтым» художник создал в 1930 году. Квадратная картина из ярких разноцветных блоков отражает представления автора о «новой» красоте: на полотне нет образного сюжета, сложных деталей, но есть выверенный баланс цветов и ощутимая динамика.
Движение Де Стиль
В Нидерландах Мондриан вместе с художником Тео ван Дусбургом основал движение De Stijl. У них было много общих идей об искусстве как о выражении отношений, особенно об отношениях между искусством и жизнью. Поскольку эти художники считали, что эволюция искусства совпадает с современным прогрессом человечества, они думали, что новый пластицизм может и должен охватывать весь человеческий опыт.
Ван Дусбург основал журнал De Stijl, чтобы продвигать эти идеи и показывать, что его геометрическая абстракция, основанная на его теории умственного и художественного прогресса, формирует общую среду, которая может влиять на современную жизнь.
Хотя пути Мондриана и ван Дусбурга в конце концов разошлись, их стремление объединить современное искусство и жизнь было настолько влиятельным, что абстрактные и геометрические принципы и использование основных цветов, которые они использовали в живописи, скульптуре, дизайне и архитектуре, продолжают господствовать и сегодня.
Исполнитель
Пит Корнелис Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте, маленьком городке в Нидерландах, его отец был директором школы. С юных лет мальчик увлекался рисованием и, несмотря на то, что его среда была далека от искусства, родители нашли возможность отдать его на обучение в Академию художеств в Амстердаме.
Параллельно с учебой Пит преподавал живопись в начальной школе. Но через несколько лет Мондриану пришлось на год вернуться в родительский дом из-за тяжелой пневмонии.
На фоне проблем со здоровьем молодой артист замкнулся в себе и долго не выходил из дома. В этот период Мондриан писал пейзажи в стиле импрессионизма. В 1911 году Мондриан переехал в Париж, что положило начало эре больших перемен в его творчестве.
В Париже Пит увлекся нефигуративными направлениями в живописи и имел явное намерение примкнуть к парижскому авангарду. Именно тогда художник окончательно отказался от предметности и природных мотивов и вывел на первый план геометрию и цвет.
Основные идеи
— Теоретик и писатель Мондриан считал, что искусство отражает основную духовность природы. Для того чтобы выявить суть мистической энергии в балансе сил природы и окружающего мира он упростил сюжеты картин до самых простых, основных элементов.
— Мондриан решили сформировать свои представления о мире в основных элементах, представляющих две основные силы мира: вертикальные и горизонтальные линии, положительный и отрицательный, динамический и статический, мужской и женский. Динамическое равновесие в его композициях отражает мир с балансом вселенских сил.
-Своим творчеством и концептуальным подходом в отображении мира Мондриан изменяет представления об абстракции для всего современного искусства. Четко отслеживается влияние современных художественных направлений в его картинах: в логическом порядке развитие проходит через луминизм, импрессионизм, и, самое главное, кубизм.
-Мондриан и художники Де Стиль, выступают за всепоглощающую абстракцию с урезанной цветовой палитрой, чтобы выразить утопический идеал гармонии в соединении всех искусств. Мондриан считал, что его видение современного искусства преодолеет раскол в культуре и станет новым языком на основе простых цветов, плоских форм, и динамического напряжения в полотнах.
— Книга Мондриана о Нео-пластике стал одной из ключевых работ абстрактного искусства. В качестве нового метода представления современной реальности в книге подробно описаны способы создания художественных образов с помощью форм и цветов на поверхности холста.
Деятельность Виктора Вазарели и Пита Мондриана
Виктор Вазарели – французский художник, который считается основателем стиля оп-арт в искусстве. Создателем его считают потому, что он создавал великолепные визуальные эффекты в своих работах.
Вазарели много лет занимался поиском единого языка оптических иллюзий, что был бы воспринял всеми. Он смог выразить свою идею при помощи абстракций с геометрическими формами.
Его первые работы в этом стиле представляли собой соединение линий, геометрии, цветовой гаммы. В них создавался эффект глубинности, трехмерного пространства, передвижения. Самые важные работы в этом стиле выполнены в черно-белой гамме, однако многие деятели верили, что чистые цвета могут давать лучший контраст.
Рисунок 2. Работа Виктора Вазарели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Пит Мондриан не был непосредственным участником этого направления, потому что умер в 1944 году. Но своим творчеством он сильно повлиял на становление всего движения. Кто знает, существовали бы вообще абстракционизм и оп-арт без него или нет.
Мондриан создал свой особый язык живописи, который состоял из небольшого числа компонентом. Эти компоненты были неразложимы и служили для связи со зрителем.
В своих работах он использовал практически всегда только основные цвета спектра, ахроматические цвета, а также вертикаль и горизонталь. Цвета должны были передавать символы, ахроматические цвета играть роль пустот, при помощи линий создает объективность реальности. Ровные линии, чистые цвета и ахроматические пятна являлись своеобразным чертежом. Все это – не часть живописи, это абстракции, мысли, философская идея, которая выражается при помощи красок.
Рисунок 3. Работа Пита Мондриана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке они существуют гармонично, визуально никак друг друга не перекрикивая. Гармония создается при помощи контрастов – вертикальные части с горизонтальными, чистый цвет и ахроматический, линии и прямоугольники и т.д.
К тому же, все работы Мондриана-модерниста не имеют конца, они плавно перетекают, открыты, формируют движение. Именно это движение было подчеркнуто в работах оп-арта.