Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца
Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.
Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.
Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы сердобольским гранитом серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.
Мраморный дворец со стороны Невы
Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.
Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.
Башня с часами и статуи
Парадная лестница, по замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».
Парадная лестница
На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.
Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.
«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.
Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.
Китайский зал был отделан в модном в то время стиле шинуазри и выполнял функции парадной столовой.
Мраморный зал – самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.
Мраморный зал, фото из интернета
Другие, не менее интересные залы дворца — Белый зал, Греческая галерея, Дубовая галерея, Зимний сад. Кроме того, на втором этаже располагались жилые покои и служебные помещения, в числе которых были ванная, парная, зал для игры в мяч.
Парадная лестница
Создание музея
Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский писал в эссе:
«Но кто хочет узнать внутренний Петербург, не одни его дома, но и тех, кто живут в них, познакомиться с его бытом, тот непременно должен долго и постоянно посещать Александрийский театр преимущественно перед всеми другими театрами Петербурга. Тогда-то привыкшему и опытному взгляду откроется вся тайна особенности петербургской жизни. Один древний мудрец имел обыкновение говорить встречному и поперечному: «Скажи мне, с кем ты дружен, — и я скажу тебе, каков ты сам». Не имея чести принадлежать не только к древним, но и к новейшим мудрецам, мы тем не менее имеем привычку одним говорить: «Если хотите узнать Петербург, как можно чаще ходите в Александрийский театр», а другим: «Скажите нам, часто ли вы ходите в Александрийский театр — и мы скажем вам, что вы за человек». У всякого свой взгляд на вещи — у нас тоже свой!»
В 2006 году Александринский театр увековечил эту возможность познания и стал настоящим хранителем истории: в пространстве третьего яруса открыли Музей русской драмы. Это первая и самая крупная в России экспозиция предметов театрального быта XVIII — XX веков, истории театральных костюмов и реквизита. Уникальна она и тем, что выставляется в действующем театральном здании. Зрители перед спектаклем или во время антракта могут посетить выставку, где представлены сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников, — Александра Головина, Ивана Билибина, Натана Альтмана, Николая Акимова, Владимира Дмитриева, Георгия Руди, Марта Китаева… В обычное время можно попасть сюда по записи.
Театр, отображая жизнь, стремился воссоздать соответствующий период времени с его бытовыми деталями, характерными именно для этой эпохи. Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. Здесь собраны ценные коллекции костюмов, мебели, реквизита и бутафории, которые дают возможность воссоздать на сцене разные исторические времена и литературные миры. Представлены вещи легендарных спектаклей, именные костюмы, в которых выступали такие корифеи сцены как Мария Савина и Константин Варламов, Юрий Юрьев и Владимир Давыдов, Николай Симонов и Николай Черкасов…
Экспозиция состоит из восьми тематических залов, которые можно условно сгруппировать в именные и хронологические группы:
- Боярский зал
- Зал XVIII века
- Императорский зал
- Театральный разъезд
- Советский зал
- Гоголевский зал
- Тургеневский зал
- Головинский зал
То, что автором концепции стал советник художественного руководителя театра, профессор Александр Анатольевич Чепуров, не случайно.
Чепуров давно и глубоко занимается историей театра:
- ответственный редактор книжной серии «Библиотека Александринского театра», посвящённой истории русского театра;
- редактор-составитель изданий: «Александринский «Ревизор» Валерия Фокина» (2005) и «В. Фокин. Беседы о профессии» (2006);
- автор главы в учебнике «История русского театра» (2005) и около сотни статей в журналах и научных сборниках.
Дизайном проекта занималась Марина Васильевна Дынай, главный художник Русского музея.
Головинский зал
Назван в честь Александра Яковлевича Головина, выдающегося художника Серебряного века, народного артиста Республики, действительного члена Академии художеств. Как и большинство известных декораторов-модернистов, он много трудился в театральной сфере. В 1902 году Головина пригласили в Петербург на должность главного художника императорских театров, где мастер создал свои самые красочные сценические образы.
Под влиянием Головина в 1908 году Всеволод Мейерхольд стал режиссёром Петербургских Императорских театров. В тандеме два мэтра создали 16 спектаклей, включая настоящие шедевры: комедию Мольера «Дон Жуан» (1910) и драму Лермонтова «Маскарад» (1917). К последнему Александр Головин создал 5000 эскизов костюмов. Всего для спектакля было изготовлено 200 предметов мебели, 20 декораций сцены, 4 занавеса-задника, больше 200 костюмов.
В экспозицию входят:
- фотографии спектакля «Дон Жуан»;
- подлинные костюмы Юрия Юрьева, исполнявшего заглавную роль, а также костюм слуги Сганареля (актёр-комик Константин Варламов);
- фотографии всех сцен спектакля «Маскарад»;
- коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам Головина;
- репродукция рабочих эскизов выставленных костюмов и уже готовые костюмы персонажей.
|
|
Театральный разъезд
Название отсылает к пьесе Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии». На её создание писателя вдохновили разговоры зрителей, разъезжавшихся после премьеры «Ревизора». Сочинение входит в цикл «Приложения к «Ревизору»», которые в качестве автокомментария раскрывают содержание пьесы и содержат указания по её постановке. Цикл создавался на протяжении 10 лет и отражал взгляды Гоголя на своё творение. Конкретно эта пьеса представляет собой своеобразный ответ автора критикам «Ревизора». В неё вошли некоторые реальные отзывы о комедии, печатавшиеся в журналах и газетах.
10 сентября 1842 года Гоголь писал Прокоповичу:
«…более всего хлопот было мне с остальною пьесою — «Театральный разъезд». В ней столько нужно было переделывать, что, клянусь, легче бы мне написать две новых. Но она заключительная статья «Собрания» и потому очень важна и требовала тщательной отделки. Я очень рад, что не трогал её в Петербурге и не спешил с нею. Она была бы очень далека от значения нынешнего».
Выставочное пространство зала условно разделено на сцену и зрительный зал.
В «зрительном зале» — костюмы публики XIX века, а на «сцене» — костюмы из постановок Шекспира, которые наиболее часто ставились в Александринке. «Гамлет» впервые был поставлен ещё в версии «отца русского театра» Александра Петровича Сумарокова в XVIII веке.
В экспозицию вошли:
- костюмы Константина Варламова из «Свадьбы Кречинского» Александра Сухово-Кобылина;
- костюмы Павла Самойлова из спектакля «Горе от ума»;
- сюртук Мамонта Дальского в комедии Грибоедова;
- шинели швейцаров театра разных эпох.
Кстати, именно в этой и смежной комнате с середины XIX века располагался Театрально-литературный комитет императорских театров, чья рекомендация открывала дорогу на сцену новым драматическим сочинениям.
Зал XVIII века
В 1896 году в Российской империи отмечали столетие со дня смерти Екатерины Великой. Исторические спектакли сподвигли художников создать коллекцию костюмов XVIII века, многие из которых (правда, в частично переделанном виде) сохранились до сих пор.
В репертуар Александринского театра вошли:
- пьеса Петра Гнедича «Ассамблея», посвящённая эпохе Петра Первого;
- пьеса Юрия Беляева «Красный кабачок», отсылающая зрителя ко временам императрицы Анны Иоанновны;
- две редакции пьесы Алексея Толстого «Пётр Первый»;
- пьеса Игоря Бахтерева и Александра Разумовского «Суворов» с Константином Скоробогатовым в главной роли;
- «Капитанская дочка» по Александру Пушкину и «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Фридриха Горенштейна.
Всё это нашло отражение в экспозиции зала, в которой представлены:
- богато расшитые камзолы вельмож, платья придворных дам;
- военные мундиры петровского и екатерининского времени;
- подлинные образцы оружия и их бутафорские аналоги.
|
|
|
|
Гоголевский зал
Николай Гоголь ещё в юности мечтал поступить на петербургскую драматическую сцену актёром. Став знаменитым писателем и драматургом, он лично принимал участие в подготовке премьер своих пьес. В Александринском театре были поставлены все драматические сочинения Гоголя. Весьма логично, что музей отвёл Николаю Васильевичу целый зал, в котором попытался воссоздать сценический мир российского драматурга.
В экспозицию вошли:
- фотографии из различных постановок «Ревизора», вплоть до последней — спектакля Валерия Фокина, удостоенного нескольких театральных и государственных наград;
- костюм Земляники из спектакля 1897 года;
- режиссёрский экземпляр Леонида Вивьена, поставившего «Ревизора» в 1952 году с Бруно Фрейндлихом в роли Хлестакова, Юрием Толубеевым в роли Городничего и Николаем Черкасовым в роли Осипа;
- оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова», созданного режиссёром Николаем Шейко по мотивам поэмы Гоголя «Мёртвые души».
Боярский зал
Представлены эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к спектаклям:
- «Борис Годунов» Александра Пушкина (1934, 1949, 1999);
- «Великий государь» Владимира Соловьёва (1945);
- «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого (1957).
Художники, трудившиеся над созданием вещей для спектаклей, скрупулёзно исследовали быт московской феодальной знати, стремясь исторически точно передать облачения царей и бояр. Мастера использовали натуральные старинные материи, которые сочетали с имитационными технологиями. Это помогало подчеркнуть блеск и богатство костюмов. Облачения использовались и в других исторических пьесах, действие которых проходило на Руси в XVI – XVII веках. Особо примечателен трон: театральные художники специально ездили в Музей московского Кремля изучать трон Ивана IV, чтобы создать его точную копию.
Капитальный ремонт
В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.
Обновление фасада и интерьера
Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.
Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.
Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись гoлyбого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.
Новая сцена
15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.
Новая сцена – многоуровневое прострaнcтво с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.
В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трaнcляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.
Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.
История создания
В 1703 году Петр I, прорубив окно в Европу и получив выход к Балтийскому морю, начинает на его берегах строить новую столицу государства. Работы по возведению города начинаются на территории нынешних Васильевского острова и Петроградской стороны. На месте Адмиралтейства появляется корабельная верфь.
Появившуюся застройку необходимо было соединить дорогами. Там, где сегодня центр города, находились болотистые леса. В 1710 году, при привлечении пленных шведов, через лес прорубается прямая просека. Проезжую часть по ней выкладывают камнем. Она появилась для обеспечения строительными материалами, и вместе с продолжениями маршрута соединяла Адмиралтейскую верфь с Новгородской дорогой. Первое название нового пути – Большая перспективная дорога.
Построенная на удалении от верфи Александро-Невская лавра оказалась в стороне от просеки. Она появилась в месте, где по преданию князь Александр в 1240 году победил в битве над шведами. Для сообщения с другими районами строящегося города, от лавры к новой дороге была вырублена полоса леса, ставшая впоследствии частью Большой перспективной дороги. Так образовался единственный изгиб будущего Невского проспекта.
К 1738 году у дороги появляется новое название Невская першпектива. К тому времени в строящемся городе образовались три главные магистрали, расходившиеся лучами от Адмиралтейской верфи и вскоре появившегося Зимнего дворца:
- Невская першпектива – на Новгород;
- Вознесенская проспектива –к Лифляндскому тракту;
- Средняя проспектива – на Москву.
Впоследствии 2-я дорога станет Вознесенским проспектом, а Средняя – Гороховой улицей. Эти направления составили основу для будущей планировки города. Появляющиеся улицы были привязаны к трем основным перспективам.
Первые несколько десятилетий вельможи и знать не очень спешили переселяться в новую столицу. Часть Невской першпективы от верфи до Мойки занимали небольшие домики мастеров и рабочих, строивших корабли. К началу XIX века появлялось все больше особняков, торговых домов, храмов.
Главная улица в Санкт-Петербурге стала называться Невским проспектом в 1873 году. В XIX веке город становится настоящей столицей, в которой сосредоточены лучшие люди и основные капиталы империи. К концу столетия Невский проспект застроен дворцами, доходными домами, храмами, зданиями торговли. Все работы идут под контролем городских властей, и магистраль протяженностью 4,5 км приобретает единый архитектурный комплекс, мало изменившийся до наших дней.
Творческая жизнь в разные периоды
Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.
Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.
После 1917 года революционные деятели требовали ликвидировать императорский театр – «старый мир буржуазного искусства», но он устоял. 7 декабря 1919 года ему присвоили имя «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания.
В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).
Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.
На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.
Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.
С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.
Сцена третья
«Московская сцена предназначается в первую очередь для того, чтобы создать федеральный центр национальных театров России. Конечно, она даст возможность национальным театрам представить свои работы столичной публике, но это будет не просто гастрольная площадка, — говорит художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин
— Очень важно создать здесь условия для реализации совместных проектов ведущих театральных коллективов с национальными театрами. Такое взаимопроникновение позволит увеличить интерес к национальным театрам, и, надеюсь, сможет обогатить режиссуру самобытными театральными приемами, обогатить язык театра
Мы надеемся воплотить эту идею в ближайшем будущем».
Современный опыт строительства Александринский театр имеет успешный и даже уникальный. Это один из немногих, если не единственный российский театр, объекты которого сдаются по сметам и точно в срок. Но что еще важнее, эта уникальность в полной мере относится к дальнейшему художественному освоению прострaнcтва. Первый пример — завершенная в 2006 году научная реконструкция-реставрация исторической сцены театра, шедевра мировой архитектуры. Второй — высоко технологичный комплекс Новой сцены Александринского театра, открытой в 2013 году. Оба проекта имели в своей основе в первую очередь именно художественные, театральные задачи. Фундамент строительства сцены Александринского театра в Москве — это тоже новая большая художественная задача. Возможно, одна из самых амбициозных театральных задач последнего времени. И понять ее во всем объеме еще только предстоит не в теории, а на пpaктике.
Своей московской площадки Александринский театр никогда не имел, даже в бытность Дирекции императорских театров. Русские драматические императорские театры — Александринцы в Петербурге и Малый театр в Москве — были разными художественными организмами.
Свое имя «Александринский» театр получил в XIX веке, тоже, так сказать, в ходе строительства ныне действующей исторической сцены, в честь императрицы Александры Фёдоровны. Но летопись свою ведет с XVIII века, от создания императрицей Елизаветой Петровной первой русской драматической императорской труппы. Со времени основания именно этот театр, по своей сути, и был Национальным театром России. И вот только теперь в XXI веке, эта функция национальной сцены оказалась выражена в новом официальном названии театра Национальный драматический театр России (Александринский театр). В этом названии зашифрована и идея строительства собственной сцены Александринского театра в Москве — это идея современного развития, взаимообогащения национального сценического искусства нашей многонациональной страны.
Построить строить сцену Национального драматического театра России — Александринского театра России в Москве планируется в Коломенском, на пересечении проспекта имени Андропова и Нагатинской улицы, в границах бетонной, девятиэтажной, с двумя подземными этажами коробки, изначально возведенной под строительство филиала МХТ им. Чехова.
Как объясняют в Александринском театре, в перспективе на этой сцене могут развиваться мировые совместные проекты, копродукции, творческие лаборатории, гастроли. Национальный театр будет открыт мировому, международному опыту. Именно для этого Александринскому театру нужно расширение на Москву, считают александринцы — если такой центр работает именно в столице — это своего рода знак уважения к участникам
Но что не менее важно, такой центр даже в рассуждении логистики проектов правильнее открывать в Москве. Хотя бы в силу географического положения действующей столицы, и потому, что это более мощный трaнcпортный узел
Дизайн-проект общественных прострaнcтв Московской сцены Национального драматического театра России (Александринского театра) представила на пресс-конференции в Александринке соучредитель архитектурного бюро UNK project Юлия Тряскина. В основе этой концепции — создание современного и многофункционального культурного прострaнcтва. Общая площадь здания театра составляет более 30 тысяч квадратных метров, главный зал вмещает 650 зрителей, малая сцена — 200. В комплекс театра войдут также медиастудия, гримерные, рекреационные зоны. Главный зал и сцена — трaнcформеры, малая сцена — black boх.
Предполагается, что конкурс на строительство может быть объявлен не позднее начала 2021 года, который станет юбилейным для Александринского театра: 30 августа 2021 года театру исполняется 265 лет. Что касается сроков реализации проекта, то на пресс-конференции прозвучал предположительно 2024 год.
Тургеневский зал
Иван Сергеевич Тургенев в молодости был заядлым театралом и не пропускал значительных театральных премьер и дебютов. В Александринском театре с перерывами ставились его пьесы. Среди них примечательна одна.
По первоначальному плану режиссёра актриса Мария Савина должна была исполнять главную роль в пьесе «Месяц в деревне», но она предпочла героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной. Савина смогла сыграть её так, что потрясённый автор, примчавшись в грим-уборную актрисы с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!».
В экспозицию вошли:
- костюмы из тургеневских постановок;
- предметы, характеризующие эпоху, в которую жили и действовали тургеневские герои;
- серия эскизов Владимира Дмитриева к тургеневскому спектаклю «Дворянское гнездо», которую в 1941 году поставил Александр Музиль;
- подлинные вещи и костюм Марии Савиной из комедии «Месяц в деревне»;
- костюм Бруно Фрейндлиха и Валентины Паниной из спектакля «Элегия», в основу которого легла переписка Ивана Тургенева с его последней любовью — Марией Савиной.
Первый русский театр
Первое название Александринки — «Русский театр для представлений трагедий и комедий». Труппу возглавил «отец русского театра», первый русский актёр Фёдор Григорьевич Волков, а директором театра стал драматург Александр Петрович Сумароков, который считается первым профессиональным русским литератором.
|
|
Лишь через 76 лет после организации труппы, 12 сентября (31 августа по старому стилю) 1832 года, театр получил собственное здание, которое сохранилось и поныне. Здесь, в самом центре Петербурга, русская драматическая труппа начала свои выступления.
Строение, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту, было возведено по проекту великого архитектора Карла Ивановича Росси в стиле ампир. Тогда же, в 1832 году театр стал называться Александринским — в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны.
В 1920 году театр получил новое официальное название — Государственный театр драмы (или «Ак-драма» — от «академический»), позже ему было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1990-е годы название «Александринский» вновь вернулось к театру.
Другие площадки
Клуб «А2 Green Concert» (Санкт-Петербург)
г. Санкт-Петербург, Проспект медиков, д. 3.
Театр «Кот Вильям» на Испытателей
г. Санкт-Петербург, Проспект Испытателей, д. 30, ТЦ «Миллер», 3-й этаж.
г. Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 24.
СК «Юбилейный» (Санкт-Петербург)
г. Санкт-Петербург, Проспект Добролюбова, д. 18.
Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 7
БКЗ «Октябрьский» (СПб)
г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 6.
Особняк на Дворцовой набережной, 20
г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д. 20.
Aurora Concert Hall (Санкт-Петербург)
г. Санкт-Петербург, Пироговская набережная, д. 5/2.
Ледовый дворец (Санкт-Петербург)
г. Санкт-Петербург, Проспект Пятилеток, д. 1, лит. А.
Севкабель Порт (Санкт-Петербург)
г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 40.