Юните’д’абитасьон (марсельская единица)

Ребята, не Москва ль под нами!

От отдельных зданий в родном Лондоне лорд архитектор перешёл к строительству целых урбанистических ансамблей в столицах других стран. Грандиозный проект развивается в новой столице нового Казахстана — Астане. В развёрнутых уже планах архитектора — освоение Москвы, в частности, возведение самого высокого в мире здания — 650 метровой башни «Россия». Хотел вообще километровый небоскрёб, да скромность московского мэра осадила полёт фантазии. Принятый проект здания тянет на полтора миллиарда долларов.

Архитектурно градостроительный проект, получивший название «Москва Сити», включает не только башню «Россия», потенциально самое высокое сооружение в мире, но и кучу небоскрёбов почти в «едином пучке». Общая территория «Большого Сити» составит почти тысячу гектаров, общая площадь застройки, включая деловой центр, — 17,55 миллиона, в том числе 8,64 миллионов квадратных метров жилой площади, восемь миллиона квадратных метров площадей под общественные нужды и миллион — коммунально производственной застройки. На территории смогут проживать до 134 тысяч человек. Столичная гигантомания и бешеные деньги, Москвой концентрируемые, постепенно превращают город в чудовище. Но, как высказался Гаррис из джеромовских «Троих в лодке?», Сити и не такое сожрёт! Правда, он имел в виду лондонский Сити?

Башня спроектирована лордом архитектором. Если одноименная гостиница «Россия» считалась самой вместительной в мире, то после её демонтажа славное имя будет носить одна из высочайших в мире башен. Вернее даже, троебашенное здание — оно будет представлять собой три конусообразные башни, объединенные в одну. Тут впору вспомнить, что божий русский народ любит троицу и трёхглавых Горынычей не страшится. По периметру стеклянные корпуса украшены сечением, а на стыках — переплетающимся металлическим узором. Общая площадь строения составит 500 тысяч квадратных метров, из которых 200 тысяч будет находиться под землей. Большую часть 10 подземных этажей займет паркинг. В башне расположатся гостиницы, офисы и апартаменты для постоянного проживания.

Планируется, что строительство завершится к началу 2011 года. Как сказано выше, для строительства башни «Россия» потребуется около полутора миллиардов долларов. Если поделить эту сумму на проектную площадь, то получится около трёх тысяч долларов за квадратный метр —это гораздо меньше нынешних цен на недвижимость в Первопрестольной!

Долго ли будущая башня прослывёт самой высокой — вопрос времени и темпов строительства. Тем же Фостером спроектирована «башня тысячелетия» в Токио — 170 этажей и высотой 840 метров. Её планируют возводить практически одновременно с московской. Рвутся в небо и арабы с достраиваемой башней «Бурж Дубай» — её проектная высота составляла 640 метров, но корректируется перманентно в сторону увеличения — то до 750 метров, а то и того больше. Кто быстрее, выше, стильнее? Вопрос престижа, однако?

Ссылки

  1. ↑ ДЖЕНКИНС, Дэвид (1993). Unité d’Habitation Marseille, Ле Корбюзье . Лондон: Файдон Пресс. стр. 18, 3.
  2. ↑ СБРИГЛИО, Жак (2004). Ле Корбюзье: L’Unité d’Habitation de Marseille . Базель, Бостон, Берлин: Биркхаузер. стр. 6, 127, 121, 152.
  3. ↑ Роджер (1987). « Жилые единицы. Пять плазмаций модели ». А&В . 10:36, 37.
  4. ↑ Остальные четыре Unités d´ Habitation: Нант-Резе (1953-55), Берлин (1956-58), Брие-ан-Форе (1957-61) и Фирмини-Верт (1959-68
  5. ↑ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (1953). «Марсельский квартал», . Лондон: Харвилл Пресс. стр. 15, 19, 23, 26, 44, 45.
  6. «В каком городе вы работаете? – Ничего подобного. – Какое здание вы делаете? «Ничего подобного». «В таком случае (с легкой насмешливой улыбкой) не хотели бы вы сделать… один из ваших… домов-омнибусов… для жителей Марселя? «Конечно. При одном условии. Я должен быть свободен от всех действующих строительных норм». «Верно». ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, «Марсельский квартал» , Harvill Press, Лондон, (1953), с.7 .
  7. Мастерская, созданная и возглавляемая Ле Корбюзье, где Андре Вогенски , Владимир Бодянский , Марсель Пи и Жак Лефевр выступают в качестве основных сотрудников , помимо нахождения других участников, таких как Жорж Кандилис , Жан Пруве , Яннис Ксенакис , Роже Ожам и др. СБРИГЛИО, Жак, Ле Корбюзье: L’Unité d’Habitation de Marseille (Базель, Бостон, Берлин: Биркхаузер, 2004). Страница 138
  8. «Вы свободны от всех ограничений и выше закона. Вы сами решаете, что вам следует делать, и вы можете вносить новшества в свое удовольствие. Вы один несете ответственность. — Верно, господин министр. Но позволите ли вы мне сказать, что я уже взял на себя ответственность и теперь ваша очередь. Подготовьте социальную группу, подходящую для проживания в Unité d’Habitation» . ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, «Марсельский квартал» , Harvill Press, Лондон, (1953), с.10.
  9. «Мы просили квартиры для рабочего класса, — ныли они, — а вы нам даете квартиры для американских миллионеров». ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, «Марсельский квартал», Harvill Press, Лондон, (1953), стр. 46.
  10. «Только правильный дом может остановить гниение и предотвратить распад основной социальной группы — семьи». ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, «Марсельский квартал» , Harvill Press, Лондон, (1953), стр . 20.

Архитектурный контрапункт

Определение архитектуры как «застывшей в камне музыки» довольно затасканное, но верно подмеченное — в обеих музыках есть гармония, ритм, мелодия, аранжировка. Контрапунктом в музыке называют гармоническое сочетание в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких самостоятельных голосов, мотивов, мелодий, звучащих одновременно. Иногда под контрапунктом понимают мелодию, сопровождающую основную.

«Контрапунктом» (Counterpoint) назвал свою новую книгу профессор «музыки в камне» Либескинд. Книга вышла буквально на днях, в конце февраля 2009 и представляет наиболее полное изложение эстетических воззрений признанного архитектурного мэтра. Этот его сравнительный экскурс в историю архитектуры позволяет читателям рассмотреть ее портрет изнутри — глазами автора, ее творящего. Законы гармоничных сочетаний построек прошлого и настоящего иллюстрируются на примере тридцати выдающихся объектов мирового зодчества. Книга содержит немало рисунков, фотографий и рендеров завершенных и планируемых к строительству по всему миру объектов, а также (что совершенно естественно) собственных готовых и готовящихся проектов. Рассуждения архитектурного маэстро о законах гармонии несомненно будут очень любопытными для широкого круга знатоков, хотя его собственная «музыка» порой звучит довольно резко и атонично — это такой Стравинский в архитектуре. Какое время — такая и музыка…

Сергей Волочаев

Почести [ править ]

Фостер был удостоен звания рыцаря-холостяка в честь Дня Рождения 1990 года и тем самым получил титул сэр . В 1997 году он был награжден Орденом за заслуги (OM). В 1999 году по случаю Дня Рождения , в июне 1999 года было объявлено о повышении Фостера до звания пэра и он получил звание барона Фостера Темзы Банк Реддиш в графстве Большой Манчестер в июле.

Фостер был избран членом Королевской академии (ARA) 19 мая 1983 года и Королевским академиком (RA) 26 июня 1991 года. В 1995 году он был избран почетным членом Королевской инженерной академии (HonFREng). . На 24 апреля 2017 года, он получил свободу в лондонском Сити . Bloomberg Лондон здание получило Stirling Prize в октябре 2018.

Проект «Город башен» — город будущего

К концу XIX века в Париже назрел городской кризис: перенаселённость, узкие улицы, испорченные вода и воздух. Чтобы решить проблему, Огюст Перре предложил такую концепцию: более 250 небоскрёбов высотой более 200 метров соединены между собой, транспорт перемещается по многоуровневым магистралям, а на земле много озеленённых территорий. Эти идеи позднее развил в своих проектах другой французский архитектор — Ле Корбюзье.


Проект Огюста Перре «Город башен». 1922 год. В квадратных основаниях должны были располагаться торговые помещения и офисыИзображение: Жак Ламбер по эскизам Огюста Перре, 1922 г. / Библиотека Конгресса США

Принципы и соображения

Ле Корбюзье исходит из того, что необходимо пересмотреть жизнь людей в деталях в течение 24 часов дня, чтобы убедиться, что все аспекты, из которых она состоит, сочетаются друг с другом и учитываются при разработке домохозяйств. Таким образом, Ле Корбюзье поднимает ряд соображений, которые характеризуют Unité d’Habitation Марселя.

Индивидуальное и коллективное

Проходимая крыша с беседкой

  • Индивидуальная свобода должна быть защищена . Для этого Ле Корбюзье рассматривает спальню не только как подходящее место для сна и отдыха, но и место для работы, физических упражнений и уборки.
  • Интегрированное семейное ядро ​​должно быть сохранено . Для этого задумано единое пространство, которое включает в себя кухню, столовую и гостиную, с учетом еды и ее приготовления, необходимых актов воссоединения и семейных сборов.
  • Должна быть коллективная организация , понимание того, что индивидуальная свобода не работает без коллективного порядка. Таким образом, предлагается создать вертикальное сообщество, которое позволит освободить парки и ландшафты, а также предоставить ряд общественных объектов и услуг, дифференцированных по возрастным группам и позволяющих проводить собрания сообщества.

Современные технологии

Внедрить современные системы и средства , чтобы сделать работу по дому более эффективной, например, взаимосвязанную сеть горячего водоснабжения, лифты, встроенное кухонное оборудование, системы вентиляции и т. д.

Рационализировать строительство за счет реализации логики серийного производства, чтобы предоставить это жилищное решение как можно большему количеству людей. Для этого Ле Корбюзье предлагает определить стандартизированные элементы, отвечающие потребностям пользователей.

Новый язык архитектурных форм

Три года проработав в ателье Петера Беренса, в 1910 году Гропиус открыл собственное архитектурное бюро. Первым крупным заказом, полученным им, стал проект здания обувной фабрики «Фагус» —  «Fagus-Werke» в Альфельд-на-Лайне, который он выполнил вместе с Адольфом Майером. Это фабричное здание может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модерна», а в 1920-е гг. объединявшейся под общими понятиями «Новое строительство» (Neues Bauen) и «Новая вещественность» (Neue Sachlichkeit).В начале ХХ века в архитектуре только начали применять железо, бетон и стекло. Эти новые материалы сильно расширили технические возможности строительства.

Гропиус полностью отказался от классической торжественности своего учителя и ясно продемонстрировал новые цели, стоящие перед архитектурой. В этом здании Гропиус использовал достижения прошедших пятнадцати лет. Проявилась тенденция к ликвидации разрыва между мышлением и восприятием, который был органической болезнью европейской архитектуры. Американский историк архитектуры Генри-Рассел Хичкок вряд ли ошибся, когда назвал это здание «наиболее прогрессивным произведением архитектуры, созданным до войны». Исчез намек на театральность, характерный для работ Беренса. Новые возможности стали, стекла и бетона, более четкая трактовка стены, организованное освещение интерьера — все это приведено в продуманное до конца равновесие. Здесь впервые была воплощена мысль об архитектуре, вырастающей на основе целесообразной организации функциональных процессов и ясно выявленных особенностей конструктивной структуры сооружения из железобетона, стали и стекла. Впервые получила свою специфическую форму наружная стена, подвешенная к внутреннему каркасу и превращенная в легкое ограждение. Углы, не имеющие опор, прорезанные непрерывными лентами окон, выявляют ее конструктивный характер. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее стали популярным художественным элементом 1920-х гг. у Эриха Мендельсона в его универсальных магазинах.

Гропиус продолжал развивать новый стиль и в своих последующих проектах. Он считал, что внешний вид здания должен зависеть от его функционального назначения.

Долгие годы Гропиуса связывали дружеские отношения с Феликсом Ауэрбахом, профессором физики в Йенском университете, где он спроектировал и построил для семьи Ауэрбах жилой дом.

Башня Mary Axe необычной формы

Британский архитектор Фостер Норман, считающий, что большие города изменяют жителей не только морально, но и физически, понимает все насущные проблемы обитателей шумных мегаполисов. Он видит их решение в зданиях с внутренней экосистемой, потребляющей минимум внешних ресурсов.

Когда в Лондоне появилась башня необычной формы, жители принялись придумывать ей различные названия, среди которых «эротическая сигара» – это самое невинное. Сорокаэтажный небоскреб, несмотря на свои округлые формы, покрыт стеклом, и конструкция, которую спроектировал Фостер Норман, вызвала бурные споры. Одни посчитали, что башня-«корнишон» портит облик чопорного города, а другие обрадовались архитектурному шедевру, который украсил Лондон.

Башня Mary Axe является одним из самых экологических сооружений в мире: она потребляет в несколько раз меньше энергии, чем другие конструкции, и все это благодаря использованию солнечных батарей.

Здание Центрального союза потребительских обществ в Москве

Построено в 1930-1936 годах, сегодня в здании размещается Росстат

Для Москвы этот проект стал революционным: Корбюзье спланировал учреждение нового типа для новой жизни в новой стране. В духе времени, дом больше напоминает комбинат или какую-то машину-трансформер, чем офис. В глаза сразу бросается зал заседаний, который выделен в отдельный объем и нависает над главным входом, опираясь только на характерные для Корбюзье тонкие колонки. Внутри вместо лестниц — пандусы, по которым служащие спускаются как по ленте конвейера. Остекление, закрывающее большую часть здания, было частью сложной системы кондиционирования. Но нормально окна так и не работали, причиняя служащим много проблем, — летом было душно, а зимой холодно. Сейчас попасть в здание можно, если только договориться о посещении с охраной: это госучреждение, и там действует пропускной режим.

От редакции

Имя Ле Корбюзье, смелого новатора в архитектуре, теоретика современного зодчества и градостроительного искусства, широко известно во всем мире.

Ле Корбюзье оставил огромное литературное наследство, которое неотделимо от его творчества.

В течение полувека Ле Корбюзье выступал за создание новой архитектуры, нового градостроительства, за то, чтобы обеспечить всех и каждого достойным человека жилищем. Им опубликованы научные исследования, полемические выступления, книги по теории архитектуры и искусства.

Его первая книга «Развитие декоративного искусства в Германии» вышла в свет в 1911 году, когда автору было 24 года. С тех пор Ле Корбюзье до конца своей жизни (1965 г.) не выпускал из рук пера, отстаивая свои идеи.

В книге «К архитектуре», изданной в 1923 году, Ле Корбюзье изложил основы своего понимания задач архитектуры. Из нее мы публикуем лишь часть остро изложенных тезисов, дающих ясное представление о творческом кредо мастера, и несколько других отрывков, развивающих эти тезисы.

Из изданного в Париже в 1925 году капитального труда «Градостроительство» в сборник вошли разделы, в которых Ле Корбюзье обосновал свой проект современного города на 3 млн. жителей и проект реконструкции центра Парижа (так называемый «План Вуазен»).

В сборник включены также отрывки из книг: «Декоративное искусство сегодня» (1925), «Альманах современной архитектуры» (1926), «Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства» (1930), «Лучезарный город» (1935), «Три человеческих установления» (1945).

Из книги «Модулёр» (1950) переведен отрывок, в котором изложены основные принципы системы композиционного построения и пропорционирования, созданной Ле Корбюзье.

Книги Ле Корбюзье «Афинская хартия» (1943), «Жилой комплекс в Марселе» (1950) взяты полностью. Кроме того, в сборник вошли некоторые из писем и заметок Ле Корбюзье, собранных Софи Дариа в ее книге «Ле Корбюзье» (1964).

В своих книгах и статьях по теории градостроительства и архитектуры Ле Корбюзье выходил за рамки узкопрофессиональных задач, поднимал глубокие социальные проблемы.

Особый интерес представляет его острая, беспощадная критика условий жизни в городах капиталистического мира. Конечно, этот большой гуманист не понимал, что в условиях частной земельной собственности выдвигаемые им смелые градостроительные решения не могут быть осуществлены без серьезных политических сдвигов. Не владея философией марксизма-ленинизма, Ле Корбюзье часто пытался примирить непримиримое.

Но как человек цельный и правдивый, он всегда был на стороне прогресса, свободы и справедливости. В 1938 году Ле Корбюзье резко выступил против тех, кто готовил вторую мировую войну. В 1950 году вместе с другими прогрессивными людьми он поставил свою подпись под Стокгольмским воззванием в защиту мира.

Ле Корбюзье — яркий публицист с очень своеобразным стилем изложения. Форма его литературных произведений полностью подчинена содержанию, поставленной цели. Он часто прибегает к гиперболам, парадоксам, нарочитым повторам. Главное для него — это довести свою мысль до читателя кратчайшим путем. Он всегда стремится к ясности изложения и доходчивости. Он взывает, он требует, он резко критикует. Даже когда Ле Корбюзье высказывает идеи спорные, читатель как бы включается в этот спор, обогащаясь логическим ходом его мыслей и делая собственные выводы.

Церковь Нотр-Дам-дю-Ренси

Огюст и Пьер Перре построили церковь в память о погибших в Первой мировой войне. Средства были ограниченные, поэтому архитекторы использовали экономичный железобетон. Применив его для церковной архитектуры, Огюст и Пьер показали — с помощью этого материала можно возводить духовные пространства и проектировать изысканные архитектурные формы.

32 бетонных столба поддерживают цилиндрические своды, а вместо несущих стен — лёгкие перегородки, заполненные витражами. Получился интерьер, напоминающий готические постройки. Из-за сходства со средневековой капеллой в Париже церковь даже называли «Сен-Шапель в бетоне».

Капелла в Роншаме

Церковь
(1955)

В белой, возвышающейся на холме капелле уже не найдешь кристально ясных форм раннего периода Корбюзье: тут его стиль становится куда более экспрессионистским, некоторые даже улавливают в формах капеллы влияние сюрреалистов. Разнокалиберные, свободно разбросанные по фасаду окна внутри дают необычные световые эффекты. Толстые стены, скругленные объемы, тяжелая крыша, делающая здание похожим на деформированный гриб, — чувствуется влияние живописных экспериментов — этот период в творчестве Корбюзье называют «новый пластицизм». Капелла спокойно функционировала по прямому назначению, попутно привлекая до 100 тысяч туристов в год до недавнего времени, пока по соседству не было решено выстроить монастырь для сестер ордена Святой Клары. Его проектировал Ренцо Пиано, и теперь там в кельях из стекла и бетона, покрашенных изнутри в оранжевый цвет, живет 16 пожилых монашек.

ПРОЧНОСТЬ НА ВЕКА

«Стройка века» началась в 1970 году, когда экскаватор зачерпнул первый ковш земли из котлована. Строительное управление № 424 «Балтгидростроя» изготавливало свайное поле: под Дом Советов «забили» 1148 свай.

«Их покрыли сплошной монолитной плитой толщиной примерно в 1,2 метра, — рассказывает Николай Брусков. – Таких надежных фундаментов не найти! Из плиты «вырастают» четыре ядра жесткости – монолитные, с армированием,  металлоконструкциями». Те «башенки» на крыше Дома, что видны издалека, это и есть те самые ядра жесткости. В них проходят лифтовые «колодцы» – в здании 8 скоростных пассажирских лифтов и один технический. Все узлы в здании «замоноличены» бетоном, защищены от коррозии.

Мост Миллениум в городе Лондон, Британия (2000 г)

Это пешеходный мост, соединяющий два берега реки Темза. Он был построен в честь третьего тысячелетия, отсюда и получил такое название «Millenium» – тысячелетие. Хотя местные жители называют его «wobbly bridge» – шаткий мост. В день открытия по нему прошло большое количество людей, и было обнаружено, что он покачивается. После реконструкции этот дефект был исправлен.

Благодаря интересной задумке Н. Фостера, конструкция выглядит как висячий мост. Но, на самом деле, мост Тысячелетия держится на двух опорах, которые связаны между собой стальными канатами. Имеются еще четыре балки по обе стороны, которые поддерживают сооружение.

Вилла «Савой» в Пуасси

Построена в
1928-1931 годах
для промышленника Пьера Савоя, входит в число национальных памятников Франции и функционирует как музей

Вилла «Савой», загородная вилла в Пуасси, в 33 км от Парижа, — канонический пример использования пяти принципов, сформулированных Корбюзье. Дом изначально гордо и одиноко стоял посреди большой лужайки — идеал модернистского пуризма, приватное жилище для богатого и счастливого человека нового времени. Но судьба виллы и владельцев была трагической: во время нацистской оккупации ее занимали немецкие войска, потом — американские. Уходя, немцы залили в канализацию цемент, а американцы стреляли ради развлечения по ее окнам. После войны разоренная и овдовевшая мадам Савой переехала жить на соседнюю ферму, а виллу использовала как сарай, выращивая вокруг нее картошку. Постепенно Пуасси из деревни превратился в пригород Парижа: местные власти чуть не снесли виллу, чтобы построить на ее месте школу. Только после того, как в 1965-м Корбюзье умер и был с большой помпой похоронен как герой Франции, вилле дали статус национального памятника. К тому моменту у нее обвалилась крыша и вид на нее загораживало здание построенной-таки рядом школы. Но потом ее отреставрировали как следует (работы велись с 1965 до 1997 года). Сегодня ее снова окружает идеальный газон, она сверкает белизной, и вид на нее ничто не загораживает.

Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке

Комплекс построек, возведенных в
1947

1951 годах
группой архитекторов, в которую входил и Ле Корбюзье. Сегодня здесь расположен только Секретариат и зал Генеральной Ассамблеи ООН

После окончания войны Нью-Йорк буквально упросил ООН строить здание именно здесь, землю под строительство дали бесплатно — в тот момент это было для города большой честью. Штаб-квартиру, символизировавшую идеалы демократического послевоенного Запада, построили в районе, где до того были только скотобойни и карандашная фабрика. Для проектирования был созван целый совет из архитекторов, Корбюзье разработал архитектуру главного входа — изгибающуюся ангароподобную крышу. Уоллес Харрисон, курировавший проект, осуществлял синтез предложенных идей — и, говорят, Корбюзье уехал из Америки серьезно обиженный тем, что его решения подверглись не слишком деликатной переработке. Роль Корбюзье в проекте вычленить сложно — его имя даже не значилось в финальном списке архитекторов, принято считать, что его идеи «сильно повлияли на общий облик здания». К 1990-м годам состарившаяся штаб-квартира со всеми ее когда-то новаторскими решениями стала обузой для Нью-Йорка. Налоговая политика рейгановского правительства ввергла ООН в «хроническую нищету», и тратить деньги на поддержание памятника становилось все сложней. В 1999-м ситуация обострилась: отопление и кондиционирование обходилось в 10 млн долларов в год, во многом из-за 5400 окон, которые проектировались, когда энергия стоила гораздо дешевле. И когда Дональд Трамп собрался строить новый небоскреб прямо возле штаба, мэр Джулиани отказался вмешиваться в ситуацию: Нью-Йорку 1990-х символ демократии прибыли, даже символической, уже не приносил. Но в конечном итоге решение о реконструкции все же было принято в 2010-м: она обойдется в 2 млрд и должна закончиться к 2013 году.

Виадук, начиненный датчиками

Один из самых длинных мостов на нашей планете возведен во Франции. Он положил конец постоянным пробкам на автотрассе, связывающей страну с Испанией. Потрясающе красивый виадук, оснащенный огромным количеством датчиков, которые отслеживают малейшие изменения в конструкции, гармонично вписался в живописный ландшафт благодаря особому таланту великого мэтра.

Постройка вантового красавца сопровождалась скандалом. Жители Мийо переживали, что в процессе возведения мощного сооружения город разорится, а строительство никогда не окупится. Однако туристы поспешили в долину реки Тарн, которая находится недалеко от населенного пункта, чтобы поближе познакомиться с дорожной конструкцией, продолжающей высокоскоростную магистраль. И даже скептики признали мощный Le Viaduc de Millau, представляющий собой сложнейшее инженерно-техническое устройство, подлинным архитектурным шедевром. Он выполнен настолько изящно, что возникает ощущение его удивительной легкости.

ч

Реконструкция рейхстага

Надо сказать, что гений работает и со знаменитыми памятниками, и известность он получил не только как архитектор, но и мастер реконструкции исторических шедевров. В Германии английский лорд прославился тем, что блестяще восстановил здание рейхстага в 1999 году. Он не смог отказаться от любимого стиля и выполнил купол из прозрачного стекла. Сооружение внешне почти не изменилось, зато внутри мастер полностью его преобразил. Он снес все стены, а вместо них появились невесомые конструкции из стали.

Прозрачная полусфера здания символизирует открытость немецкого общества. Конструкцию венчает перевернутый конус, украшенный зеркальными пластинами, от которых отражается солнечный свет, что значительно экономит потребление электроэнергии. В нижнем уровне конструкции выставлены старые фотографии, повествующие об истории здания в Берлине. Фостер Норман не забывает о ценности величайших памятников архитектуры и всегда старается сохранить их исторический облик. Работая над рейхстагом, он сберег надписи, оставленные советскими солдатами в 1945 году как символ победы над фашизмом. Обновленное здание является главной достопримечательностью столицы Германии, а со стеклянного купола, где расположена смотровая площадка, открывается фантастический вид на прекрасный Берлин.

За реконструкцию мэтр получил одну из самых престижных наград в мире – Притцкеровскую премию.

Основные архитектурные принципы

На базе этих философских идей были сформированы основные принципы Райта, которыми он руководствовался в своем творчестве и которые лежат в основе каждого его проекта.

1. Встроенность в ландшафт и натуральные материалы

Kinney House, Ланкастер, Висконсин, США

У Райта нет одинаковых построек, потому что он считал, что каждый проект уникален и создан для определенного места и конкретных людей и, соответственно, может существовать только в нем. Вырванное из контекста здание — уже не существует. Райт считал, что гармония с окружающей средой — понятие необходимое. Оно легло в основу его «органической архитектуры». По его словам, здание должно не выделяться из окружающей среды, а «вырастать из него подобно растению и гармонично сочетаться с окружением, как если бы сама природа создала его».

Райт всегда подбирал материалы, которые подходят именно для конкретной местности, где строилось здание. Известно, что Райт предпочитал работать с местными каменоломнями и лесопилками для того, чтобы здание было «слеплено» из того же теста, что и окружающий его ландшафт. Также, согласно правилам его философии, он старался не использовать слишком много разного вида материала. Это помогало сохранять гармонию. Райт всегда старался подчеркнуть природную красоту.

2. Человеческий масштаб

Дом, который построил Фрэнк Ллойд Райт для своего сына Дэвида

Необходимыми параметрами жизни Райт считал близость к земле и соразмерный человеческим пропорциям масштаб зданий. Из органической философии Райта вытекает следующее правило: «пропорции здания и мебели должны определяться размерами человеческой фигуры». Он стремился к созданию уютного помещения. Для концепции жилых домов это означало, что он избегал слишком высоких потолков, огромных комнат. В глобальном плане Райт был против концепции застройки городов небоскребами.

В книге «Будущее архитектуры» Райт говорит: «Свободная планировка и исключение бесполезной высоты в новом жилище сделали чудо. Ощущение надлежащей свободы совершенно изменило его вид. Появилось новое чувство ценности пространства в архитектуре. Оно теперь вошло в архитектуру современного мира. Так и должно быть. Здесь и там в зданиях проявляется новое чувство покоя, выражающееся в спокойной обтекаемости, подобную которой мы теперь видим в пароходах, самолетах и автомобилях».

3. Гармония и пространство

Интерьер дома Лорен Поуп

Для Райта было важно осуществление комплексного подхода к своим проектам. Он проектировал не только здания, но и ландшафтные участки, а также занимался интерьером

Райт считал, что всё это должно находиться в гармонии.

«Дом — это не стены с крышей. Это пространство внутри них». Так утверждал Райт, когда проектировал помещения, плавно перетекающие друг в друга. Он старался избегать понятия дома — «жизнь в четырех стенах». Им он предпочитал ниши, перегородки в японском стиле, перепады уровней. Это приближало его творения к природе, где нет неожиданных поворотов, глухих стен и дверей. Райт часто прибегал к террасам и ленточным окнам как к связующим между внутренним и внешним миром.

Пространство, или «текучесть пространства», а также понятия свободный план Райт считал своими нововведениями в архитектуре. Об этом он говорит в книге «Будущее архитектур»: «Высший порядок — это ощущение освещенного солнцем пространства и легкости сооружения, подобной легкости паутины».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба Суханово
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: