Восемь ключевых проектов лауреата Притцкеровской премии 2019 года Арата Исодзаки
Вот посмотрите на восемь известных проектов японского архитектора Арата Исодзаки, который был назван в этом году лауреатом престижной премии Притцкера.
87-летняя Исодзаки признана самым влиятельным послевоенным архитектором в Японии и была названа жюри Притцкеровской премии «универсальным, влиятельным и действительно международным архитектором».
Его карьера началась в 1954 году, когда он закончил Токийский университет по специальности «Архитектура и инженерия».
Девять лет спустя он основал свою собственную фирму и продолжил строить свою репутацию благодаря множеству зданий в Азии, Европе, Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Австралии — спроектированных в различных стилях. В знак признания его работ он получил Золотую медаль RIBA за архитектуру и Leone d’Oro на Венецианской архитектурной биеннале.
Исодзаки — 46-й лауреат прославленной Притцкерской премии и восьмой японский архитектор, получивший эту честь.
Продолжайте читать для деталей восьми известных проектов Isozaki:
Image
Фото предоставлено Иваном Бааном
Ark Nova, Япония, 2013
Исодзаки работал с художником Анишем Капуром над созданием этого надувного мобильного концертного зала, который был создан для поездок по регионам, пострадавшим от сильного землетрясения и цунами в 2011 году.
В нем размещалось рабочее место на 500 мест, и он был сделан из эластичной пластиковой мембраны, которую можно было быстро надуть или разобрать для транспортировки в новое место.
Image
Катарский национальный конференц-центр, Катар, 2013
Гигантские древовидные колонны поддерживают нависающую крышу Катарского национального конференц-центра, который Исодзаки спроектировал как ссылку на священное исламское дерево Сидрат аль-Мунтаха.
Колонны стоят перед большими прямоугольными стеклянными фасадами здания, которые охватывают крупнейший выставочный центр на Ближнем Востоке, вмещающий до 7000 человек в трех основных залах.
Image
Зал Столетия Нара, Япония, 1999
Победа в международном конкурсе, проводившемся в 1992 году, это многофункциональное пространство для проведения мероприятий было завершено к празднованию столетия признания Нары официальным городом.
Здание отличается гигантским изогнутым профилем и фасадом из цинковой и серой керамической плитки, которые имеют отношение к крышам городского храма Тодайдзи.
Image
Палау Сант Жорди, Испания, 1992
Одним из самых известных зданий Isozaki является Палау Сант Жорди в Барселоне, спортивное сооружение, построенное для летних Олимпийских игр 1992 года.
Арена на 17 000 мест покрыта куполообразной крышей, основанной на традиционных каталонских сводах, и отделана местными материалами, включая кирпич, плитку, цинк и травертин.
Image
Фото любезно предоставлено Чэнь Хао
Шанхайский симфонический зал, Китай, 2014
Этот престижный концертный зал был спроектирован Isozaki в сотрудничестве с акустиком Yasuhisa Toyota как новый дом Шанхайского симфонического оркестра.
Концертный зал на 1200 мест расположен в здании в форме седла, облицованном терракотовым кирпичом. Структура сидит на гигантских источниках, которые защищают ее от системы метро ниже.
Image
Фото предоставлено Ясухиро Ишимото
Музей современного искусства Гунма, Япония, 1974
Музей современного искусства Гунма, который считается одним из шедевров Изодзаки, обладает минимальной эстетикой, которая не позволяет архитектуре конкурировать с экспонатами.
Он состоит из кубов, объединенных в большой прямоугольный блок с выступающими крыльями. Исодзаки расширил музей в 1994 году.
Image
Музей Домус, Испания, 1995
Домус, ранее известный как Каса-дель-Хомбре, является научным музеем, спроектированным Исодзаки в сотрудничестве с Сезаром Портелой.
Здание имеет большие гранитные стены и один изогнутый фасад, состоящий из 6600 сланцевых плиток, которые окружают ряд выставочных площадок, расположенных над платформами, соединенными рампами.
ceramic park mino, gifu, japan (1996-2002)
photo courtesy of hisao suzuki
this ceramics museum, which includes gallery spaces, conference halls, tea houses and a public workshop, is situated in a cascading valley. it preserves its surrounding vegetation while serving as an extension of the topography through outdoor terraces, observation decks and a glass curtain wall. two light boxes that rise up from the building hint at what lies inside. materials such as regional stoneware bricks and ceramic are used throughout, and pendulum-like structures and suspension pillars secure the galleries against the dangers of earthquakes, thus protecting the museum’s contents.
photo courtesy of hisao suzuki
allianz tower, milan, italy (2003-2014) — designed with andrea maffei
photo courtesy of alessandra chemollo
allianz tower is one of the tallest skyscrapers in italy and serves as a new landmark for the city of milan. the narrow stature of the 50-stories tall building emphasizes its verticality. the exterior triple glass curtain wall is curved in billowing six-floor sections to diminish the reflection of the sun, while showcasing the natural light that illuminates the building. this vertical succession of rounded forms creates a feeling of slight movement as the building arises. four exterior buttresses, accentuated in gold, counter oscillations, while a versatile interior structure allows for flexible office spaces. isozaki designed the project alongside italian architect andrea maffei.
photo courtesy of alessandra chemollo
qatar national convention center, doha, qatar (2004-2011)
photo courtesy of hisao suzuki
as one of the largest exhibition centers in the middle east, the qatar national convention center can accommodate up to 10,000 people within its three main halls and flexible meeting spaces. the exterior evokes two trees — inspired by sidrat al-muntaha, a holy islamic tree that symbolizes the end of the seventh heaven — which surround the glass façade and support the roof canopy. using careful design and the latest techniques in water conservation and energy efficiency, the building has achieved exemplary results in terms of sustainability.
photo courtesy of hisao suzuki
shanghai symphony hall, shanghai, china (2008-2014)
photo courtesy of chen hao
the 2014 opening of shanghai symphony hall celebrated the 135th anniversary of asia’s oldest orchestra, the shanghai symphony orchestra. in collaboration with acoustician yasuhisa toyota, the two halls seat 1,200 and 400 guests respectively, each achieving an intimate aural balance for users through the use of latest technology and sensitive materials. located in the heart of shanghai’s french concession, the performance art building sits on springs to offset the vibrations from the subway tracks below. the interior features reflector boards covered in woven bamboo and stage floors fabricated from hokkaido cypress, while terra cotta bricks and a chinese garden highlight the exterior of the building.
photo courtesy of chen hao
КИСЁ КУРОКАВА
Убежденный последователь архитектуры метаболизма стал автором проекта-символа современной архитектуры Японии
Это капсульная башня Nakagin Tower – здание из 140 капсул, которые можно использовать как офисы или небольшие квартиры для тех, кому важно жить в центре города. По задумке Курокава расположение капсул можно произвольно менять, добавлять новые модули и заменять по мере изнашивания
В России по проекту бюро Кисё Курокава был построен Крестовский стадион, ставший домашним стадионом ФК “Зенит”.
Капсульные башни Накагин. Photo by Jonathan Lin
Пулитцеровский художественный фонд. Photo by local louisville
Дворец спорта Палау Сант Жорди
Место: Барселона, ИспанияГод постройки: 1992Материал: кирпич, керамика, стекло
Дворец на 17 000 человек был спроектирован специально к Олимпийским играм в Барселоне. Строить начинали сверху вниз, начав с возведения куполообразной крыши из кирпича. Благодаря такому ходу строительства, перед каждым зрителем открывается хороший обзор из любой точки стадиона.
Здание частично спрятано под землю, чтобы не мешать обзору на склон горы Монжуик. Здесь проходят не только спортивные соревнования по практически всем видам спорта, но и музыкальные концерты, художественные выставки. Стадион выглядит легким и воздушным из-за множества поддерживающих его колонн по периметру, также здесь расположился символ Олимпийских игр в Барселоне — башня Calatrava. Дворец спорта оснащен современными аудиосистемами и спроектирован таким образом, чтобы не создавались большие столпотворения: лифты и грамотные переходы разгружают людские потоки.
Несмотря на то, что свой стадион Исодзаки все же построил, он довольно критично относится к другим подобным проектам. Так он прокомментировал стадион Захи Хадид, построенный для токийских игр: «Он похож на черепаху, которая ждёт, пока затонет Япония, чтобы наконец уплыть из неё». Вместе с другими архитекторами, среди которых Тоёо Ито, Кэнго Кума и Соу Фудзимото он подписал открытое письмо против осуществления проекта Хадид, назвав его «монументальной ошибкой» и «унижением перед будущими поколениями».
Библиотека MABIC
Место: Маранелло, ИталияГод постройки: 2011Материал: бетон, стекло
Совместный проект бюро Исодзаки: работа самого лауреата и японского архитектора Андреа Маффеи. Это светлое и современное культурное пространство, интегрированное в историческую среду. Библиотека отделена высокими стенами, создавая уютную «закрытую» атмосферу и не вызывая ощущения посягательства на историю.
Напольные покрытия, потолки, мебель — все белого цвета. Фасад состоит из прозрачной мембраны и открывает вид на окрестности. У его основания искусственные водоемы, выполняющие кроме эстетической функции еще и практическую: они отражают солнечный свет и все окружающие предметы. Библиотека построена из бетона, любимого материала архитектора, и имеет два этажа. В подвальном находятся два читальных зала вместе с кафе, а на первом — фонотека, видеотека, архив, учебная аудитория и еще два читальных зала.
Пространство отличается от привычных для нас библиотек с искусственным светом, навязчивым запахом старой бумаги и давящей учебной атмосферой. В этом месте хочется провести время с книгой или просто выпить чашку кофе. Оно объединяет в себе социальный и культурные центры, но в то же время своим расположением способно отделить от внешнего мира.
КЕНГО КУМА
Его можно назвать самым японским из японских архитекторов. Кэнго Кума работает над задачей возрождения традиций японских домов и исторических ремесел, а также их современной интерпретацией. В своих работах он использует много дерева, стекла и камня. Такая смесь традиционных элементов, современных технологий и натуральных материалов завоевала любовь по всему миру. Среди его заказчиков – японское правительство, глобальные бренды и частные лица, а список работ включает как кафе “Старбакс”, так и стадион для Олимпийских игр-2020.
Туристический центр Асакуса. Photo by 準建築人手札網站
Картонный собор в Крайстчерче. Photo by 準建築人手札網站
СОВРЕМЕННЫЙ ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ
В 1954 году немецкий архитектор Вальтер Гропиус при посещении Японии написал Ле Корбюзье: “Дорогой Корбу! Все, за что мы боремся, также можно найти и в японской культуре. Традиционный японский дом – это самое лучшее и современное, что я видел”. Однако целью японских архитекторов того времени была реинтеграция страны в мировое сообщество, поэтому уже с начала 50-х годов Япония становится известна как родина выдающихся авангардных архитекторов. С этого периода японский дизайн и архитектурные проекты обсуждаются и копируются, а также вдохновляют западных последователей. Современный японский стиль в архитектуре во многом определили следующие архитекторы:
Москва. 26 декабря. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Завершился четвёртый год программы Архитекторы.рф, которая реализуется при поддержке ДОМ.РФ, говорится в сообщении Института развития.
Как отмечается, на сегодняшний день программа развивается по шести направлениям: это полугодовая лидерская программа профессионального развития для 100 специалистов, краткосрочные региональные интенсивы «Городские практики», онлайн-курсы, издательская деятельность, профильная конференция для сообщества архитекторов и «Ярмарка вакансий». Все они бесплатны для участников.
Выпускниками четвёртого потока офлайн-программы Архитекторы.рф стали 103 специалиста из 69 городов и 55 регионов России. В 2022 году участники впервые работали над групповыми проектами, среди которых — справочник главного архитектора, индекс транспортной связанности территорий, исследование на тему убывания городов, путеводитель по вопросам комплексного развития территорий (КРТ) и концепция национального проекта по сохранению исторического архитектурного наследия. Всего на программе был представлен 21 групповой проект. Часть из них выпускники продолжают развивать самостоятельно.
В 2022 году краткосрочные интенсивы «Городские практики» состоялись в 10 городах России: Архангельске, Благовещенске, Ельце, Новороссийске, Новосибирске, Пятигорске, Самаре, Таганроге, Тамбове и Тюмени. В них приняли участие 465 локальных специалистов, которые работали с темами КРТ, благоустройства, социокультурного программирования, развития креативных кластеров и внедрения дизайн-кода. Они представили 51 учебный проект.
Кроме того, в рамках «Городских практик» в Тамбове и Ельце состоялись воркшопы по тактическому урбанизму, на которых участники своими руками собрали объекты малых архитектурных форм.
В течение года на платформе Архитекторы.рф вышли четыре онлайн-курса: «Лайфхаки для архитекторов по юридическим вопросам», «Искусство в городском пространстве: принципы интеграции паблик-арта», «Доступная и инклюзивная среда» и «Работа с особо охраняемыми природными территориями: инструкция для архитектора». Их уже начали проходить более 2 тыс. человек со всей России. Все они доступны бесплатно на сайте Архитекторы.рф после быстрой регистрации. Четвёртый курс, посвящённый ООПТ, подготовлен совместно с выпускниками офлайн-программы 2022 года.
В ноябре 2022 года состоялась «Ярмарка вакансий» для профессионалов в сфере архитектуры и городского развития. В ней приняли участие 40 профильных компаний, организаций и ведомств. Более 1 тыс. соискателей могли послушать вебинары по самопрезентации и подготовке портфолио, направить свои резюме рекрутерам и напрямую задать вопросы работодателям.
В общей сложности в 2022 году все проекты программы Архитекторы.рф охватили более 8 тыс. человек.
Гималаи-центр
Место: Шанхай, КитайГод постройки: 2010Материал: бетон, стекло
Работая над проектом, Исодзаки вдохновлялся природой и много времени проводил изучая фэншуй, что в итоге повлияло на организацию пространства. Много свободного места, бетонные конструкции и работа в контексте — любимые приемы архитектора. Располагается Гималаи-центр в современном районе Пудун в Шанхае возле центрального парка.
Многофункциональный центр называют «бетонным лесом». На фундаменте из стекла и бетона расположились две стеклянные башни разной высоты и формы. Необычные бетонные «заросли деревьев» создают необычный контраст с типично-офисными стеклянными кубами.
Внутри находятся два отеля, торговый центр, музей современного искусства, художественный театр, офисы и концертный зал. Для того, чтобы пройти от одного пространства к другому, необходимо преодолеть скульптурный «лесной фасад», и у посетителей появляется возможность невольно почувствовать себя в пещере.
Шанхайский симфонический концертный зал
Место: Шанхай, КитайГод постройки: 2014Материал: бамбук, дерево, кирпич
Открытие зала стало подарком к 135 годовщине старейшего в Азии Шанхайского Симфонического оркестра, который является хранителем западных оркестровых традиций, но в то же время проповедует современную китайскую музыку. Расположение возле Шанхайской музыкальной консерватории и многочисленных книжных и музыкальных магазинов создает своеобразный культурный квартал, подобно Линкольн-центру в Нью-Йорке.
За счет использования новейших технологий, в зале отличная акустика и выстроенный баланс звука. Освещение встроено в акустические панели, чтобы визуально расширить пространство. Здание стоит на пружинах и компенсирует вибрации от железнодорожных путей, расположенных под ним. Внутренняя часть украшена отражающими досками, покрытыми плетеным бамбуком, а сценический пол изготовлен из кипариса. Внешняя часть выполнена из терракотового кирпича, на улице множество деревьев, которые имитируют китайский классический сад.
Концертный зал имеет два пространства: репетиционная площадка мирового уровня на 1200 мест и записывающий центр на 400. Зал открыт ежедневно, в нем располагается кафе, книжный магазин и интерактивный музыкальный салон, проходят художественные выставки, лекции по музыке и литературе.