Сочетание художественных и утилитарных функций
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Графика модерна
Графика стала той областью, из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля, и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво.
В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков.
Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли , немцев Томас Хейне, Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова, . Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).
Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии — последователи «прерафаэлитов».
Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли — автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Графика Бёрдсли — классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к » Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона».
В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения «Мир искусства». Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.
Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщенный рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые.
Графика Германии
В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — «югендстиль». К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Книжное, журнальное дело, имевшее давние традиции, достигло расцвета. Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов, нередко, являлись настоящими графическими шедеврами, представлявшими картины художников.
Мастера немецкой графики искали новые технические приемы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием ее белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной темной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому.
Черты стиля
Модерн сочетал в себе особенности художественного характера в различных произведениях, чем в значительной степени вовлекал во все сферы жизни и деятельности человека черты прекрасного и возвышенного. Это движение подразделялось на два основных вида:
- Декоративное – во Франции, Бельгии, Германии.
- Конструктивное – в Шотландии и городах Австрии.
А в итальянских и русских городах на развитие модерна оказали традиции национального характера (например, в неорусский стиль).
Стоит отметить, что стиль модерн в архитектуре, скульптуре и искусстве совместил в себе невероятное количество различных направлений и развивался под влиянием множества национальных культур и их традиций. Даже специалисты затрудняются определить границы конца эклектики и начала модерна, а также возникновения последующего стиля под названием ар-деко.
В Европе создаются ассоциации художественной направленности:
- 1888 г. – Выставочное общество искусств и ремесел (Великобритания).
- 1890 г. – Мир Искусства (Россия).
- 1897-99 гг. – Объединенные искусственно-ремесленные мастерские, Немецкие мастерские художественных ремесел (Германия).
- 1903 г. – Венские мастерские (Австрия).
Югендстиль в Риге
Ярлыки
-
10 класс
(10) -
11 класс
(2) -
7 класс
(19) -
8 класс
(17) -
9 класс
(15) -
Альтруизм и эгоизм
(1) -
анимационный фильм
(1) -
Античность
(1) -
архитектура
(5) -
Архитектура — композиционная организация пространства
(1) -
архитектура Киевской Руси
(1) -
архитектура Месопотамии
(1) -
Архитектура России 18-20вв
(1) -
архитектура ХХ века
(1) -
Великий подвиг народа
(1) -
виды архитектуры
(1) -
Виды дизайна
(1) -
Виды и жанры пластических искусств
(1) -
виды искусства
(1) -
Возрождение
(3) -
Воспитание
(2) -
выдающиеся мастера кино
(1) -
Выдающиеся художники театра
(1) -
Выразительные средства архитектуры
(1) -
выразительные средства живописи
(1) -
выразительные средства музыки
(1) -
Вятские Поляны
(1) -
Графический дизайн
(1) -
Дизайн
(1) -
для интерактивной доски
(1) -
добро и зло
(2) -
Документальный
(1) -
дружба
(1) -
Жанры живописи
(1) -
живопись
(2) -
живопись Др.Египта
(2) -
Живопись России 18-20 вв
(1) -
жизнь человека — высшая нравственная ценность
(1) -
Закон об образовании
(1) -
Законодательство
(1) -
Запуск проектов
(1) -
знак
(1) -
Золотое правило нравственности
(1) -
игровой
(1) -
Искусство
(25) -
Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
(1) -
Исторический жанр в живописи
(1) -
Классицизм. Баженов
(1) -
Клиповое мышление
(1) -
Композиция в дизайне и архитектуре
(1) -
Компьютерная графика и ее использование
(1) -
конструкция здания
(1) -
культура и мораль
(1) -
Курс «Учимся беречь энергию»
(1) -
Литература нач. ХХ века
(1) -
любовь и уважение к Отечеству
(1) -
Методика
(4) -
Мифология Месопотамии
(1) -
Мода и вкус
(1) -
Модерн и модернизм
(1) -
моральный долг
(1) -
Москва
(1) -
Московский кремль
(1) -
музеи
(1) -
музеи России
(1) -
нравственные идеалы
(2) -
Нравственный поступок
(1) -
образ
(1) -
образцы нравственности в культуре Отечества
(1) -
Основы светской этики
(31) -
особенности морали
(1) -
ОСЭ
(28) -
ОСЭ Добродетель и порок
(2) -
Первобытное искусство
(1) -
Поколение Z
(2) -
Примерная программа
(1) -
программа для ВУЗа
(1) -
Пространственно- временные виды искусства. Театр
(1) -
Рабочая программа по ИЗО
(1) -
Рабочая программа по ОСЭ
(1) -
Реклама в современном обществе
(1) -
Религия Др.Египта
(1) -
Ресурсы для образования
(3) -
Род и семья
(1) -
Роль графики в книгопечатании
(1) -
Роль изобразительного искусства в кино и театре
(1) -
Россия — наша Родина
(1) -
Санкт Петербург
(2) -
Свобода и моральный выбор человека
(1) -
Свобода и ответственность
(1) -
семейные праздники
(1) -
Сервисы для создания инфографики и интерактивного видео
(1) -
символ
(1) -
Синтез архитектуры и скульптуры в дворцово — парковых ансамблях
(1) -
скульптура
(2) -
Скульптура Древней Греции
(1) -
совесть
(1) -
специфика кино
(1) -
Специфика полиграфии. Шрифты
(1) -
справедливость
(1) -
Старые фото
(4) -
стили живописного искусства ХХ века
(1) -
стили и направления в архитектуре
(1) -
Стыд. Вина. Извинение
(1) -
Сценография
(1) -
театральный костюм
(1) -
Телеизображение. Особенности и возможности
(1) -
темы и содержание в искусстве
(1) -
Теория и история русского искусства
(1) -
Толерантность
(1) -
Требования к презентации
(1) -
урок
(18) -
ФГОСт
(34) -
фотография
(2) -
фотохудожники
(1) -
Фреска. Мозаика. Иконопись.
(1) -
Художественные промыслы
(1) -
Чарли Чаплин
(1) -
честь и достоинство
(1) -
Что значит быть моральным
(1) -
что такое светская этика
(1) -
школьная программа
(31) -
элементы зданий
(1) -
этикет
(1) -
Юмор
(1)
Что такое стиль модерн: особенности создания интерьера
Становление модерна
На становление модерна повлияли несколько факторов:
- рост массового машинного производства;
- заново открытые для европейцев Япония и Китай;
- развитие городов и городской культуры;
- новые философские воззрения.
Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.
Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.
Абонемент на выставки движения «Искусства и ремёсла», Уолтер Крейн, 1890 г. Изображение: Wikimedia Commons
Рисунок для обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель производства «Искусств и ремесел». Фотография: Britannica
Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.
Артур Макмердо, обложка для книги «Городские церкви Рена». Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, стул. Фотография: Wikimedia Commons
Плакат, Чарльз Ренни Макинтош. Изображение: Wikimedia Commons
Стул, Чарльз Ренни Макинтош. Фотография: Phillips
Слайд 3 Растительные мотивы.Большего уюта помещению можно добавить, используя
стилизованные животные и растительные узоры. В аутентичных интерьерах часто встречаются
упрощенные изображения ветвей, листьев, бабочек или стрекоз. Главное правило – линии должны переплетаться в плавных абстракциях, избегая резких форм.
Большие оконные проемы.Традиционно это окна арочного или витринного типа, позволяющие свету беспрепятственно проникать внутрь помещения. Окна выполняют не только стандартную функцию, но и выступают отдельным элементом декора, дополняющим концепцию интерьера. На подоконниках часто устанавливаются вазоны с живой растительностью.
Массивные двери.В классическом модернистском интерьере устанавливаются широкие прямоугольные или арочные двери. Предпочтительнее выбирать двухстворчатые варианты, декорированные небольшими витражными вставками. Винтовые лестницы.Конструкция лестницы должна быть широкой и иметь большие ступени. Стиль модерн в интерьере прекрасно дополнят кованые перила, декорированные ажурным узором.
Интерпретация и влияние
Передовой художественный стиль модерн в архитектуре и других областях искусства сыграл значительную роль в развитии и интерпретации инноваций и экспериментов. Модерн стал символом нового времени и стремления к прогрессу.
Модернизм, по сути, стал развитием модерна, уходя от живописных форм и воплощая новые идеи в стиле, архитектуре и дизайне. Этот стиль стал знаковым и влиятельным, оказывая влияние на последующие годы искусства и культуры.
Интерпретация модерна и его влияния были особенно явными в архитектуре. Архитекторы и дизайнеры использовали инновации и эксперименты в формах и материалах, чтобы создать уникальные и удивительные сооружения.
- Одним из ярких примеров интерпретации модернизма стали работы Антонио Гауди в Барселоне. Его знаменитые здания, такие как Базилика Святого Семейства и Каса Мила, полны органических форм и необычных деталей, созданных с использованием передовых архитектурных техник.
- Другим примером является постройка Мирослава Ганделя в Хельсинки. Это здание, классифицируемое как модерн, иллюстрирует использование стекла и других инновационных материалов в архитектуре.
Итак, интерпретация модерна и его влияние проложили путь для последующих стилей и направлений в искусстве и архитектуре. Модерн и модернизм стали ключевыми моментами в истории искусства и продолжают быть источником вдохновения и экспериментов.
Интерьеры комнат в стиле модерн
Модерн в XXI веке
Одно из главных и глобальных достижений модерна ― принцип проектирования «изнутри ― наружу» сегодня плотно внедрён в саму суть архитектуры, где форма здания подчиняется его наполнению.
Также принципы модерна используют в современном интерьере ― часто офисы крупных компаний выдержаны в едином стиле, в котором нет места чужеродному предмету. Стены, мебель и даже фурнитура подчинены единому порядку, принципы которого были заложены более ста лет назад.
Интерьер магазина re:Store в Санкт-Петербурге. Фотография: onajourney / Shutterstock
В современном интерьере модерн в почти первозданном виде сохранился в виде ламп «Тиффани» из разноцветного стекла, а на фабриках по-прежнему выпускают обои по эскизам Уильяма Морриса или с принтами, на которые дизайнеров вдохновило его творчество.
Главная область, где модерн существует с 1900-х почти без изменений ― это парфюмерия. Флаконы Lalique и Guerlain по сей день не теряют актуальности и служат объектом внимания коллекционеров.
Флакон парфюма Living Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Lalique de Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Guerlain Aqua Allegoria Pera Granita. Фотография: Guerlain
Флакон парфюма Guerlain Shalimar. Фотография: Guerlain
Сегодня наследие модерна выделяется ярким пятном на картах городов. Восстанавливаются не только сами постройки, но и интерьеры, мебель. Зданиям придают новые смыслы ― некоторые из них превращаются в рестораны, отели или музеи. Так, в Самаре в особняке Курлиных находится Музей модерна. В московских особняках этой эпохи исторически располагаются культурные организации или посольства разных стран.
«Модерн» ― modern, современный. И пусть современность модерна осталась далеко позади, его шлейф мы ощущаем уже больше века. Именно модерн заложил основополагающие в современности принципы ― тотальность в архитектуре, искусстве, дизайне.
Что дальше? В новом материале мы расскажем о следующем десятилетии, в котором зародились радикальные идеи модернизма как основы современного дизайна.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Что такое модерн и модернизм в интерьере
Модерн — это стиль, который развился в конце 19-го и начале 20-го веков. Он отличается открытостью и пространственностью, а также привлекательностью и функциональностью
Модерн обращает внимание на геометрические формы и линии, а также на использование новых материалов и техник. Этот стиль демонстрирует прогресс и современность
Модернизм — это стиль, который развился в середине 20-го века. Он нацелен на простоту, функциональность и минимализм. Модернизм подчеркивает простоту и ясность форм, а также использование промышленных материалов и специфичных пропорций. Он отличается от модерна своей более прогрессивной и экспериментальной чертой.
Определиться с выбором между модерном и модернизмом в интерьере зависит от ваших предпочтений и желаний. Если вы предпочитаете более сдержанный и минималистичный стиль, модернизм может быть для вас наиболее подходящим вариантом. Если же вы хотите стильный и современный интерьер с множеством оригинальных форм и структур, модерн может быть лучшим выбором. Главное — это создать атмосферу и дизайн, который будет соответствовать вашим предпочтениям и стилю жизни.
Предмодерн
Влияние искусства Востока
Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня, которая, по мнению интеллигенции того времени, совершенно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Первыми модернистами были художники, творившие на рубеже конца XIX века, которые считали, что духовная революция, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира, требовала отказа от социально-политического радикализма. Новой идейной платформой стала духовная революция как качественно новое сознание, новое жизнепонимание. В её основе лежали интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского, феноменология Э. Гуссерля, психоанализ З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализм С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Бердяева и др. Теоретическую основу будущего стиля сформулировал Уильям Моррис, однако развитием идей раннего модерна занимались многие художники эпохи предмодерна.
Когда использовать дизайн в стиле модерн в вашем бренде —
Дизайн в стиле модерн показывает нам, как принятие и объединение различных культур с уважением и признательностью может заново изобрести и возродить традиционные стили. Это классический стиль, который сохранился и по-прежнему ценится в мире искусства, так как в то время в нем участвовали все художники.
Дизайн в стиле модерн часто используется для визуальной идентичности, которая хочет передать органичность или оригинальность, восхищение природой, воплощение в жизнь и красоту всех вещей, а также создание атмосферы элегантности. Если вы хотите, чтобы ваш бренд представлял эти элементы, поэкспериментируйте с дизайном в стиле модерн самостоятельно или с помощью профессионального дизайнера.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Стиль модернГоловко Т.В.
Гр. А-42
Слайд 2Особенности модернистского интерьера
Асимметрия, плавные витиеватые линии и обилие природных материалов
легли в основу модерна. Интерьер в таком стиле строится на
следующих принципах:Плавные асимметричные формы.Отказ от резких углов и четких линий, на смену которым приходят плавные, мягкие изгибы. Линии такого интерьера перетекают одна в другую, имитируя ветви разрастающегося дерева. Доминирует вертикальная ориентация. Классические дверные проемы заменяются изящными арками, а прямоугольная форма окна сменяется на округлую сверху.Обилие деревянных элементов.Предпочтительнее сохранять характерную структуру материала. Из дерева изготавливаются двери и оконные рамы, облицовка для стен и потолков.Элементы из стекла.Неизменный атрибут модернистского интерьера. Для него характерны витражные разноцветные стекла и декоративные мозаики, украшающие потолок, перегородки или светильники. Техника выполнения не столь важна – может использоваться псевдо-витраж, созданный путем нанесения краски на стеклянные поверхности.
Слайд 3 Растительные мотивы.Большего уюта помещению можно добавить, используя
стилизованные животные и растительные узоры. В аутентичных интерьерах часто встречаются
упрощенные изображения ветвей, листьев, бабочек или стрекоз. Главное правило – линии должны переплетаться в плавных абстракциях, избегая резких форм.
Большие оконные проемы.Традиционно это окна арочного или витринного типа, позволяющие свету беспрепятственно проникать внутрь помещения. Окна выполняют не только стандартную функцию, но и выступают отдельным элементом декора, дополняющим концепцию интерьера. На подоконниках часто устанавливаются вазоны с живой растительностью.
Массивные двери.В классическом модернистском интерьере устанавливаются широкие прямоугольные или арочные двери. Предпочтительнее выбирать двухстворчатые варианты, декорированные небольшими витражными вставками. Винтовые лестницы.Конструкция лестницы должна быть широкой и иметь большие ступени. Стиль модерн в интерьере прекрасно дополнят кованые перила, декорированные ажурным узором.
Слайд 4Правильная планировка помещения
Свободное, просторное пространство – ключевая
особенность интерьера в стиле модерн. Такой дизайн будет уместен в
средних и крупногабаритных помещениях
Если же Вы планируете оформление небольшой студии в стиле модерн, обратите внимание на технику ненавязчивого зонирования. Для этого могут использоваться разные напольные покрытия в отдельных зонах или легкие, ажурные перегородки
Нестандартная планировка дома или квартиры позволит максимально раскрыть особенности модерна. Она создает эффект текучести и динамичности пространства, когда одно помещение плавно переходит в другое, образуя целостную и завершенную композицию.
Слайд 5Материалы для отделки
Интерьер в стиле модерн не допускает использования большого
Цвет и свет
Цвету в любом современном стиле отводится особое место. Он передает определенные настроения, позволяет сконцентрироваться на правильных вещах. Для модерна присущи естественные и натуральные нежные оттенки, которые преобладают в природе. Они имеют цель привести душевное состояние в спокойствие.
Преобладающие цвета современного интерьера модерн: морской, топленого молока, карамели, шоколада, а также обычные белые, сиреневые, персиковые, голубые и другие пастельные оттенки. Как контрастные, можно использовать черные, синие, фиолетовые и другие подобные цвета. Как дополнительные обычно берут золотые, зеленые, алые цвета.
Правильному восприятию цвета помогает правильное освещение. В модерне интерьер всегда должен быть богат светом. Это одинаково распространяется и на модерн в кухне, и на интерьер гостиной. Окна должны быть большими, во всю стену, которые вкупе с множеством осветительных приборов помогают создать великолепную освещенность помещения. Однако помещение не должно утопать в софитах, свет должен быть мягким и легким, ненавязчивым.
Выводы
Стиль модерн возник в конце 19-го столетия и пришел на смену эклектике. В отличие от предшествующего направления, модерн сочетает в себе множество различных течений искусства и не стремится в точности копировать идеи прошлых веков. В области архитектурного строения широко использовались металлические каркасы, а также видоизменялись технологии производства строительных материалов. Модерн, как ни один другой стиль, содержит в себе невероятное количество направлений, детали которых гармонично сочетаются в общей композиции. На смену ему пришел модернизм, а затем мир знакомится с минимализмом.