Выбор текстиля для оформления окон
Оконные драпировки выбираются плотные, тяжелые, создающие торжественную атмосферу. Они имеют несколько слоев, большое количество складок, бахрому, кисти. В спальне предпочтительны шторы-блэкаут, защищающие спящего от утреннего солнечного света, в кухне – более короткие, светлые. Дверные проемы декорируются такими же занавесками, что и окна, подвязываются золотистыми шнурами-подхватами. Ткани предпочтительны натуральные, однотонные, спокойных расцветок или резко контрастирующие с колером стен. Желательно, чтобы гардины сочетались по цвету с покрывалами, коврами, прочим комнатным текстилем.
При наличии нескольких окон на одной стене, их декорируют одной общей шторой, перекрывающей практически всю стенку полностью.
№5. Деревянная вагонка
Если позволяет бюджет, гостиную можно сделать максимально экологичной благодаря использованию натурального дерева в отделке. Для изготовления деревянной вагонки используют разные сорта древесины. Для жилых помещений, где нет высокой влажности и сильных перепадов температур, советуют выбирать древесину сосны: это один из самых недорогих вариантов, который отличается приятным теплым оттенком. Среди преимуществ данного способа отделки можно выделить:
- экологичность;
- шикарный внешний вид, который вносит особый уют в гостиную;
- тепло- и звукоизоляционные свойства;
- долговечность при условии грамотного ухода;
- простота монтажа.
Но есть и некоторые минусы:
- высокая цена;
- необходимость тщательного ухода, чтобы оградить древесину от влияния влаги и вредителей;
- уменьшение площади комнаты.
№9. Керамическая плитка
Если вы поклонник нестандартных решений, то использование плитки в гостиной вас должно заинтересовать. Конечно же, в этом случае нужно подбирать не такой материал, как для ванной или кухни
Внимание можно обращать на плитку, которая имеет не самые высокие показатели устойчивости к химическим средствам и влаге, поскольку в гостиной нет постоянно повышенной влажности, и капли жира тут, скорее, редкость, чем нормальное явление
Для гостиной можно подобрать самую необычную плитку, которая будет иметь интересный узор, имитировать кирпичную кладку или что-либо другое. Этот материал лучше использовать в комбинации с другими способами отделки стен. Так, можно, например, выделить обеденную зону.
Керамическая плитка интересна своими отличными эксплуатационными свойствами: она проста в уходе, не боится влаги и огня, гигиенична и экологична, поражает широким выбором расцветок. Тем не менее, впишется такой способ отделки далеко не в любой тип интерьера, а особенно удачно будет смотреться в стиле прованс. Процесс монтажа плитки не самый простой, и это единственный существенный ее недостаток. Вместо плитки можно использовать мозаику, создавая на стенах настоящие художественные панно.
Сталинский ампир в архитектуре
Первоначально новый стиль нашел свое отражения в архтектуре. Решение о необходимости создания нового стиля было сформулировано на всесоюзном собрании советских архитекторов, которое прошло в 1934 году. Конечно, сталинский ампир должен был реализовывать вполне конкретные цели: воплощать веру в светлое будущее, основные передовые идеи и успехи и достижения коммунизма. Идеологическая составляющая наложила свой отпечаток и на внешние проявления стиля сталинский ампир в архитектуре.
Все постройки в этом стиле отличаются монументальностью и основательностью, часто по принципу «чем больше и монументальней, тем лучше». Это должно было свидетельствовать об единстве и крепости народа. Для отражения в архитектуре побед и достижения эпохи широкого использовалась соответствующая символика: лепнина в виде лавровых венков, львов, символы советской власти, инкрустация дат важных событий. Кроме того, очень широко использовался прием архитектурного ордера с идеологически правильными скульптурами: это могли быть рабочие, крестьяне, портреты лидеров народа, спортсмены, сцены из жизни, подчеркивающие советскую идеологию (в основном сцены промышленного и сельскохозяйственного производства).
Сталинский ампир часто еще наделяют и такой характеристикой, как гигантомания. Действительно, практически все сооружения в этом стиле массивны, отличаются большими размерами. Один из самых известных примеров – сталинские высотки в Москве, носящие в народе название «семь сестер». Их часто сравнивают с высотками Америки, но в тех, конечно, нет такой мощной идеологической составляющей. Фасалы московский зданий декорированы в соответствии со всеми требованиями нового архитектурного стиля: там присутствуют и скульптурные изображения, и мозаика, и башни, и классические ордера.
Надо сказать, что у сталинского ампира выделяют вполне характерные отличительные черты, которые мы сейчас и назовем:
- Предпочтение ансамблевой застройке площадей и улиц (это было особенно видно и актуально в период восстановления городов после войны);
- В стиле оформления зданий предполагалось сочетать все достижения архитектуры, скульптуры и живописи, гармонично связывая их между собой в единый ансамбль;
- Мы уже упомянули про обязательное использование архитектурных ордеров;
- Также не забудем про скульптурные и барельефные изображения с геральдической символикой (например, были очень популярны лавровые венки) и изображениями крестьян и рабочих, занятых трудом;
- Общий настрой стиля, безусловно, — оптимизм;
- Широко применяется бронза, мрамор, лакированное дерево, лепнина.
Говоря о сталинском ампире в архитектуре нельзя не упомянуть станции метро, которые были построены в то время и имеют вполне характерные отличительные черты. Обязательно присутствуют высочайшие потолки, простор, многочисленные украшения – это лепнина, часто с советской символикой (серп и молот, звезда, герб). Если вам интересно убедиться в этом лично, прокатитесь по станциям Сокольнической ветки метро в Москве.
Очень характерно и узнаваемо выглядят и другие здания в сталинском ампире. Например, он использовался при постройке театров в Новосибирске и Челябинске. Еще один очень характерный пример – это здание МГУ. Также яркими образцами стиля считают гостиницы «Украину» и «Ленинградскую».
Необычные варианты
Кроме стандартных способов отделки есть и очень необычные. Самые интересные из них:
- стекло. Используются стеклоблоки, которые могут быть прозрачными или матовыми, иметь гравировку, узор, быть посеребренным и т.д. Смотрится такая отделка очень необычно, и уже приобретает популярность в Европе;
- ткань. Используется хлопок или другие натуральные ткани с узором или без него, что зависит от типа интерьера гостиной. Помещение приобретает звукоизоляцию, выглядит уютно и интересно, но будет нуждаться в регулярном частом уходе, так как ткань сильно притягивает пыль;
- вставки из различных материалов: под стеклом можно разметить гальку, ракушки, пробки от вина или другие предметы, задав настроение гостиной;
- зеркальная плитка — это не только оригинальное дизайнерское решение, но и отличный способ зрительно увеличить гостиную.
Интерьер в стиле сталинский ампир
В эпоху Сталина интерьерный дизайн приобрёл особые черты монументализма, величественности, роскоши, помпезности. Барокко, ампир наполеоновского периода, поздний классицизм, ар-деко и даже неоготика – элементы этих стилей слились в новое направление, получившее неформальное название сталинский ампир.
Это явление неоднозначное, громко заявившее о себе в 40-х годах и официально прекратившее своё существование в 1955 году – 4 ноября ЦК КПСС постановил устранить излишества в проектировании и строительстве. С этого момента сталинский ампир сменяется минимализмом, призванным удешевить производство всех элементов декора и сделать их доступными для общества.
Однако остаётся по-прежнему популярной обстановка классических «бабушкиных» квартир сталинского периода. В них сохранятся атмосфера спокойствия и уравновешенности, размеренного течения времени. Для воссоздания стиля 40-50-х годов в интерьере комнаты придерживаются основных принципов:
- наличие высоких потолков, окон, эркеров;
- украшение потолка лепниной, поточными карнизами, розетками под люстры;
- на полу – паркет «ёлочкой»;
- применение принципа анфилады за счёт осевой композиции и симметрии;
- изготовление плинтусов и резных наличников из массива дуба;
- белые межкомнатные двери частично или полностью остеклены;
- люстры и бра – хрустальные;
- множество картин и книг.
В оформлении применяется контрастная цветовая гамма: на светлом фоне стен и дверей – тёмная мебель. Она выглядит торжественно и величественно благодаря строгости, массивности и солидным габаритам. Это достигается за счёт использования дорогой натуральной древесины (красное дерево, орех). Применяется цельный массив, который украшается резьбой, изящными деталями, элементами с позолотой.
В современном оформлении пафосность стиля стараются приглушить, усиливая ощущение домашнего уюта. Смягчить торжественное звучание помогает стилизованная мебель, основное предназначение которой не официальные приёмы, а использование для жизни.
В современной гостиной эффектно смотрятся журнальные и обеденные дизайнерские столы:
- Ren – обеденная модель с ножками из ореха или ясеня и круглой столешницей;
- Anesio – с деревянной резной ногой из массива дуба;
- Dallen – с изящной резьбой подстолья;
- Paton – с точёными ножками;
Классический интерьер дома подчеркивает стол Rino – эксклюзивная ручная работа с креативными резными ножками-«лапами» из массива дуба.
№2. Покраска
Покраска стен – еще один классический вариант, который отличается такими преимуществами:
- простота в исполнении;
- сохранение полезной площади комнаты;
- возможность использовать любой из тысяч оттенков, комбинировать несколько цветов, создавая акцентную стену или даже целые рисунки;
- повредить такое покрытие сложно, поэтому его используют в тех домах, где есть дети и животные;
- при наличии сложных элементов в гостиной произвести покраску намного легче, чем, например, поклеить обои;
- невысокая стоимость.
Очень эффектно смотрится в интерьере акцентная стена, с помощью которой можно визуально сделать помещение больше, приблизить или удалить выделенную стену
При выборе цвета краски для стен важно учитывать не только стиль гостиной, но и ее размер, а также ориентацию относительно сторон света
Для маленькой комнаты лучше использовать светлые цвета, для гостиной с окнами, выходящими на юг, – теплые оттенки, на север – холодные. Среди всех типов красок для окрашивания стен гостиной отлично подходят водоэмульсионные: они быстро сохнут, не пахнут, могут колероваться. Также неплохо себя показывают клеевые и силикатные краски, а от использования масляных лучше отказаться.
Среди недостатков подобной отделки можно отметить необходимость тщательно подготавливать исходную поверхность, ведь она должна быть ровной и гладкой. Если вы собираетесь использовать глянцевую краску, то к выравниванию стен нужно подойти еще более тщательно.
№8. Камень
Натуральный камень – это красиво, долговечно, но очень дорого и тяжело, поэтому подобный вариант встречается достаточно редко. Когда говорят об использовании камня для отделки стен, то чаще всего подразумевают именно искусственный камень: он похож на природный, отличается меньшим весом и более доступной ценой. Добросовестные производители используют много заготовок при изготовлении искусственного камня, поэтому одинаковые элементы в отделке будут встречаться очень редко, что приближает материал к натуральному аналогу.
К преимуществам искусственного камня стоит отнести его прочность и долговечность, простоту в уходе, отличный внешний вид. Конечно, по некоторым эксплуатационным качествам он уступает натуральному, но в условиях гостиной разница будет практически несущественной. Если камень вписывается в интерьер помещения, то можно смело его использовать и не переживать о долговечности ремонта. Единственное, что нужно учесть, так это необходимость сочетать камень с другим материалом, иначе гостиная может получиться грубой и холодной. Камнем обычно отделывают часть стены, область около камина, телевизора, арок, также можно выделить таким образом обеденную зону.
Какое место подготовил стиль ампир в интерьере квартиры натуральному камню?
Главным образом натуральный камень прослеживается на полах. Напольным покрытием выступает именно мрамор
А вот сталинский ампир в архитектуре особенно часто использует гранит для отделки полов в общественных зданиях (в уборных и туалетах его использовали и для облицовки стен). Для оформления фасадов используется гранит серых оттенков. Для частных домов подбирался однотонный мрамор и укладывался равномерно, имитируя каменный пол в помещениях времен Римской Империи.
Также характерны фасады из предварительно обработанного облицовочного камня. В экстерьере это гранитные венки, мраморные колонны. Римские стилевые особенности просматривались в настенных мозаиках, мраморных ваннах, раковинах и изящных столешницах. Предпочтение отдается именно мрамору, на крайний случай – породам, максимально к нему приближенным. Цветовая палитра разнообразна – от белого и черного до телесного, желтовато-золотого и изумрудно-зеленого.
История стиля
Империя – так с французского переводят название стиля. Создавая свою империю, Бонапарт стремился объединить огромные территории и разные народы под своим началом. Связующим звеном должны были стать общие культурные традиции. Однако, строгость классицизма, господствующего в европейских столицах в конце XVIII века, не подходила для этой цели.
Поэтому в первые десятилетия XIX века складывается новый стиль в архитектуре, живописи, литературе и конечно, интерьерах помещений. Над созданием ампира потрудился французский живописец, возвеличивающий на своих полотнах императора и его свиту, Жак Луи Давид. Он восхваляет боевые подвиги правителя, изображая его верхом на горячем коне. Кроме того, он изготавливает красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносит Жозефине. Такой подход был весьма щедро оценен властью. Давиду начинают делать крупные заказы, он становится известным.
Под влиянием монументальных картин Жака Луи, развивается и архитектура. Для правителя перестраивают грандиозные дворцы, восхищающие своей красотой и помпезностью. Известными становятся имена архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье, обновивших Тюильри и Лувр. По их эскизам изготавливали известные мебельные гарнитуры в стиле ампир.
Внутреннее убранство Лувра.
Дизайн интерьера в стиле ампир проник и в Россию. Влияние французской культуры было велико в начале XIX века. Именитые особы приглашали французских гувернеров, живописцев, архитекторов. Модно было не только одеваться на французский манер, но и выражать свои мысли с помощью иностранного языка. Для возведения дворцовых комплексов и соборов в Россию приглашали Анри де Монферрана, Карла Росси. В их исполнении ампир звучал мягче и пластичнее.
Интерьер Павловского дворца.
Особенности французского ампира
Французский ампир в интерьере превозносит Наполеона, поэтому ему присущи показная парадность и величие. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Потолки выглядят как произведения искусства. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. На ее внешний вид оказывают влияние события военного похода в Египет и увлечение римскими традициями. Стулья с прямыми спинками украшают накладки с львиными головами, их ножки имеют форму львиных лап или римских колонн. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир.
Французский ампир – это стиль залов для официальных приемов и торжественных мероприятий. Он призван восхищать и очаровывать, покорять с первого взгляда. Ампир больше подходит для оформления кабинетов, парадных залов, больших столовых и гостиных комнат. Реже с его помощью оформляют спальни.
Особенности русского ампира
Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Этот запрет сохранился и при Александре I. Однако во время его правления, в России начинают изготавливать мебель в стиле ампир. Для Александра I из Франции передают альбомы с эскизами лучших архитектурных построек, интерьеров, мебели. Мебель заказывают лучшим мастерам, которые изготавливают ее из красного дерева и карельской березы, украшают мозаикой и резьбой. Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной.
Мебель, изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Для дворцовых петербургских интерьеров заказывали мебель из красного дерева или палисандра с золоченными накладками, и великолепной мозаикой. Для обивки использовали шелк или бархат. Для московских интерьеров изготавливали мебель из дерева более простых пород – ясеня, ореха, липы. В качестве обивки подбирали ситец.
Направления стиля
Как уже говорилось, интерьер в стиле ампир 19 века получил два основных направления, что обосновано активным развитием его в двух сильнейших империях: Российской и Французской.
Французский ампир
Французский ампир – это, можно сказать, классика. Цель создания стиля, в целом, до сих пор связана и с современным использованием подобного оформления.
Давайте подумаем, в каком случае помещение стоит сделать в стиле ампир:
Несложно догадаться, что наиболее удачными и подходящими вариантами станут: гостиная, зал для приемов, большой холл для торжественных мероприятий и приема дорогих гостей, элитные гостиничные номера, резиденции и так далее
То есть, актуально таким образом выделить те места, в которых стоит подчеркнуть монументальность внешнего вида, важность и торжественность какого-либо события. Так, в принципе, было и во Франции. Ампир – стиль имперский, предназначенный, в первую очередь, для выделения могущественности и величия власти
Ампир – стиль имперский, предназначенный, в первую очередь, для выделения могущественности и величия власти
Он насаждался верхним слоям власти и никогда не был народным. Не зря на предметах декора, стенах, картинах часто изображали элементы имперской символики, военных достижений. Даже самыми распространенными оттенками являлись цвета, связанные с символом Франции – флагом. Зрелищность, великолепие – это одни из главных характеристик французского варианта стиля.
Русский ампир
Русский интерьер в стиле ампир имеет свою предысторию. А началось все еще при правлении предшественника Александра – Павла.
- Он крайне отрицательно относился ко всему, что связано с Францией. Это в первую очередь было обосновано с экономической точки зрения: так можно было простимулировать производство отечественных товаров.
- При всем этом, русские мебельщики активно искали пример для подражания, каковым стал парижанин Ж. Жакоб.
- Как итог, «жакоб» русского происхождения, ставший именем нарицательным, впитав в себя элементы французского ампира, также был наделен своими индивидуальными чертами.
- К ним стоит отнести большую простоту и герметичность форм, монументальность.
- В то время в России впервые стали изготавливать изделия из таких дорогостоящих пород дерева, как красное и карельская береза.
- Основное отличие, благодаря которому узнается русский ампир, это – особая архитектурность оформления.
- С приходом к власти Александра I мало что изменилось, и ввоз предметов мебели извне по-прежнему не поощрялся. Но, при этом, влияние Франции не могло не отразиться, так как она все же диктовала моду.
- Неудивительно то, что мебель российского изготовления отличалась от иностранной, ведь ее проектирование было поручено и отечественным архитекторам, таким как, например, Стасов и Воронихин. Они-то, в основном, и внесли эти высокоархитектурные черты.
Условно, такие предметы русского ампира можно разделить на 3 категории:
- дорогостоящие, из ценных пород дерева, предназначенные для имперских владений;
- предметы, оформляющие усадьбы были несколько скромнее;
- к середине 19 века ампир стал больше проникать в народ.
Разумеется, распространение он получил не среди категории крестьян, а среди помещиков, мелких чиновников и управителей. Но такое воплощение ампира в интерьере больше напоминало немецкий вариант противостояния данному стилю, о котором мы говорили выше (бидермайер).
Для более бюджетной мебели применялись соответствующие сорта древесины: липа, береза, например. При этом их зачастую окрашивали, имитируя ценные породы.
Из всего вышесказанного можно сделать разумный вывод: российские интерьеры в стиле ампир выделялись большей строгостью, простотой и архитектурностью.
Сталинский ампир
Интерьер «сталинский ампир» стоит выделить отдельно. Дело в том, что это не совсем тот ампир, о котором идет речь в данной статье. Стиль содержит элементы также: неоготики, барокко, арт-деко.
Проще говоря, направление, впитавшее в себя характерные черты некоторых ведущих стилей Западной Европы, процветавшие в период, начиная от позднего средневековья и заканчивая эпохой Просвещения. Интерьер в стиле «сталинский ампир» отражает все многообразие эклектики 1930-1950-х годов.
Возможно, многие знают или даже помнят, насколько престижно было жить в сталинских квартирах. Да и сейчас цена на них не только не упала, а, скорее возросла.
- Высокие потолки;
- Большие окна;
- Лепнина;
- Просторные комнаты в количестве 4-5-ти;
- Паркет.
Все это – признаки жилища обсуждаемого типа. Рассмотрим фото и познакомимся с архитектурными и интерьерными традициями сталинского ампира.
Видео в этой статье: «Интерьер квартиры в стиле сталинский ампир», расскажет об оформлении в нём жилых помещений.
№4. Гипсокартон
Гипсокартон можно использовать для выравнивания стен в гостиной, если штукатурные и шпаклевочные работы кажутся слишком утомительными и длительными. Кроме того, именно гипсокартон позволяет быстро и недорого создать в гостиной интересные интерьерные решения: арки, ниши, перегородки и прочие элементы, которые потом можно будет дополнительно подсветить.
Среди недостатков использования гипсокартона самый существенный – уменьшение полезной площади гостиной, так как придется дополнительно монтировать обрешетку. Также необходимо отметить и то, что гипсокартон нуждается в декоративной отделке, и часто его красят или штукатурят.
Особенности стиля ампир в интерьере
Стиль ампир, появившийся во французской культуре, постепенно стал распространённым явлением в других странах Европы, в том числе и в России.
Немного истории
Первые десятилетия 19 века — время начала шествия этого стиля по историческим весям. Помпезный вариант оформления интерьера не зря связывают с периодом правления Наполеона. Именно это время — расцвет ампира с декором победителей в виде военной геральдики, военных лавровых венков и всего, что связано с успехом, процветанием, роскошью.
Из Франции дизайнерское направление проникло в Россию, это было связано с тем, что французское влияние в начале 19 века распространялось во всех областях жизни. Русские богатые люди пользовались услугами французов: гувернёров, архитекторов, живописцев. Одежда, речь, манеры, оформление помещений — во всём знатные вельможи ориентировались на Францию. Многие дворцовые комплексы, построенные в то время в России, несут на себе отпечаток французского ампира.
Роскошь и величие сквозят во всех элементах
Обеспеченная знать не только в столичных и крупных городах «увлекалась» ампиром, провинциальные «нувориши» тоже заказывали предметы интерьера в этом стиле, но они не были такими монументальными и роскошными как в столицах. Поэтому существует условное деление русского ампира на столичный и провинциальный.
Эпитеты, которыми можно наградить стиль ампир, — роскошный, пафосный, демонстрирующий величие, монументальный.
Характерные черты стиля
Такие черты присутствуют в помещениях стиля ампир:
-
наличие колоннад, скульптур в стиле античности, роскошных лепных элементов;
-
на стенах — множество картин и зеркал в дорогих рамках (зеркала отражают роскошь и великолепие, подчёркивая и умножая богатство обстановки);
-
потолки оформлены в духе произведений искусства — с применением резьбы, позолоты, лепнины;
-
наличие хрустальных массивных люстр с большим количеством подвесных элементов;
-
основательная мебель (чаще всего из дорогих пород дерева, мрамора, порфира) с украшениями и декорирующими элементами (львиные фигурки, римские колонны, сфинксы и др.);
-
в декоре интерьера много элементов с военной и гербовой символикой;
-
всё оформление ориентировано на центр помещения, который подчёркивают хрустальная потолочная люстра, красивый узор на полу;
-
поверхности предметов выполняют с использованием зеркальных и бронзовых материалов.
Такой дизайн ассоциируется с парадностью, помпезностью и невероятным шиком.
Цветовое решение дизайна интерьера
- Белый цвет является преимущественным в стиле ампира. Роль его заключается в создании нарядной праздничной обстановки. Белым цветом оформляют потолки и пол, с дополнением различных узоров. Шторы на окнах также присутствуют белые, как правило, для парадных комнат.
- Темно — красный цвет, вишнёвый, винно — красный также используются в ампире. Зачастую такие цвета присутствуют в предметах мебели, ковровых покрытиях, гардинах. Цвет символизирует элегантность, высокий статус и величие хозяина дома.
- Цвет золота присутствует в интерьере во многом количестве, сочетается практически со всеми дополнительными оттенками. Чаще всего он используется сочетаясь с белым, при оформлении узоров на стенах, зеркальных рам, также могут присутствовать позолоченные аксессуары в большом количестве. Это подчёркивает богатство, а также власть хозяина.
- Холодный синий цвет практически всегда сочетается с позолотой, такой тандем использовали для будуаров, а также комнат для приёма гостей.
- Слоновая кость используется для спальных комнат, предметов мебели и декора.
Характерные черты стиля
Стандартная квартира-«сталинка» состоит из трех-пяти, реже двух или шести-семи отдельных комнат, кухни, площадью семь-пятнадцать метров квадратных, огромной гостиной, просторной прихожей. Однокомнатные строились крайне редко, а в «трешках» две комнаты иногда были смежными. Все помещения имеют потолки, высотой более трех метров, вытянутые по вертикали окна, выходящие на одну-две стороны, кое-где есть эркеры. Обычно такое жилье располагается в «историческом» центре крупного города – вид из окон открывается соответствующий.
Квартирный дизайн времен Сталина соединил в себе отдельные черты барокко и наполеоновского ампира, неоготики и арт-деко, классицизма и современности. Толстые стены домов данной эпохи выполнялись из красного или белого кирпича, других негорючих материалов, а сами здания имели не менее двух этажей, обилие лепнины, настоящие колонны. Двери здесь также довольно высокие, часто – двустворчатые, стены украшены профильными карнизами, а широкие «парадные» лестницы – ковровыми дорожками.
По-другому «сталинки» назывались «полнометражными квартирами» или «полногабаритными в домах 50-х годов». Роскошно и масштабно оформлялись не только жилые дома, но и театры, ведомственные постройки, станции метро, спортивные сооружения, университеты. Здания городов группировались в целые ансамбли, тогдашние архитекторы старались использовать все достижения строительства, изобразительного искусства. Повсеместно действовал принцип – «чем больше, тем лучше», гигантомания и оптимизм.