В гостях: русская изба 1908 года в тарусе

Любопытные факты о русской избе

Май

3 – 145 лет назад (1873) родился поэт и переводчик Юргис Казимирович Балтрушайтис. Отдыхал с семьей в Тарусском уезде в 1910-е годы. Известен его тарусский цикл стихов «Село Ильинское» (1916). В 1915г. вместе с К.Бальмонтом выступал на сцене тарусского Народного дома на благотворительных концертах.

6 – 60 лет назад (1958) скончался художник Николай Петрович Крымов, последние 30 лет жизни Таруса была излюбленным местом его работы и отдыха.

7 – 115 лет назад (1903) родился замечательный русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий. Два лета 1957 и 1958 гг. Николай Алексеевич провел в Тарусе.

Русская изба внутри

Внутри традиционная русская крестьянская изба состояла из одного помещения или комнаты. Особо зажиточные крестьяне имели также и горницу – отделяемое помещение от жилой избы сенями. Горницу назвали «светлицей» и хранили там старые ненужные предметы, т.е по сути горница выполняла функции современной кладовки.

Главное украшение крестьянской избы – русская печь, которая всегда находилась в правом углу. В те времена даже не думали об изготовлении каминов. Печь строили на отдельном фундаменте , т.к если построить печь внутри дома – до она попросту может его покосить. Фундамент представлял из себя небольшой сруб, набитый кирпичами, песком и камнями.

Русская печь в крестьянской избе

Русскую печь делали либо из кирпича, либо из особо прочной глины, чаще именно из глины. По народным приметам в русской печи всегда жил покровитель дома и семье – домовой. Русские часто связывают пропажу вещей или неполадки в доме с проделками домового. («Домовой, домовой, поиграй и отдай». Ищите в каждой комнате отдельно.

Русская печь стояла около двери, справа или слева от входа по диагонали от красного угла избы. Часть избы около печки отделяли от остального помещения занавеской или перегородкой и называли печной угол, чулан, куть. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального, чистого пространства избы. Угол был исключительно женским пространством в избе. В печном углу женщины занимались женскими работами, готовили пищу. Отдыхали. Во время праздников у печи ставили стол для женщин. Мужчины пировали за столом в красном углу.

Схема крестьянской избы

Если маленький ребенок плохо спит по ночам и капризничает, перед тем, как уложить ребенка спать, поставьте для домового угощение и т.д.). Также много значения давалось и поведению домашних животных. Считалось что они тоже оберегают дом, поэтому кошкам и котятам оказывалось почтение, а вот отравление кошки считалось не к добру.

Традиционно русская крестьянская изба топилась по-черному. При такой топке дым из печи курился прямо в помещение русской избы, и только потом через отверстия в крыше

Этот способ был популярен, потому что при небольшом расходе дров он быстро отапливал помещение, что немало важно в суровую зиму. Немного позднее, а точнее в конце 18 века, в избах стал появляться потолок, сделанный из тонких бревен

Щели замазывались белой глиной и закрывались листьями

Щели замазывались белой глиной и закрывались листьями.

Крестьянская изба внутри

Появился потолок, и русские избы начали топить «по-белому». Над крестьянскими избами стали появляться дымовые трубы. Постепенно, строительство таких печей распространилось на всю Россию, несмотря на то, что топка «по-белому», требовала намного больше дров.  Появление потолка — появление чердака, на котором обитали духи и хранили травы. Говорили, что это не ветер в печи гудит, а нечистый на чердаке гуляет.

Русская изба внутри

Русская изба играла важную роль в жизни русских крестьян, это был не просто дом, это был дом, обладающий магической силой.

История создания русской избы

До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.

Внешнее и внутреннее убранство русской избы

В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас

Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу

Крыльцо

Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.

Сени

Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.

Русская печь

Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.

С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.

Печной угол

Печной угол или как его еще называют «бабий кут» — это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой

Угол служил для хранения всей кухонной утвари

В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз

Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.

В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.

Мужской угол (коник)

Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.

В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.

Красный угол

Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.

Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

Почему депортировали?

Депортация народов признана одной из форм сталинских политических репрессий, а также одной из форм укрепления и централизации персональной власти Иосифа Сталина. Задачей было расселить области, где было большое сосредоточение представителей определенных национальностей, которые вели быт, разговаривали, воспитывали детей и издавали газеты на своих языках.

Сталину было важно ликвидировать национальные автономии — Иван Шагин/МАММ/МДФ

Многие из таких мест обладали той или иной степенью автономии — ведь многие республики и области формировались на заре Советского Союза именно по национальному признаку.

Исследователь советских депортаций, историй Николай Бугай называет подход Сталина и его соратника Лаврентия Берии к депортации как «средству урегулирования межнациональных конфликтов, «исправления» собственных ошибок, пресечения любых проявлений недовольства антидемократическим, тоталитарным режимом».

И хотя Сталин, как писал Бугай, объявил курс на «обязательное соблюдение видимого интернационализма», для него было важно ликвидировать все автономии, которые потенциально могли отделиться — и предотвратить любую возможность оппозиции централизованной власти

Бараки спецпереселенцев на Урале — Государственный исторический музей Южного Урала

Этот метод уже неоднократно применялся в России с древних времен. Например, когда в 1510 московский князь Василий III присоединил к своим владениям Псков, он выселил из Пскова все влиятельные семейства. Они получили владения в других городах русских земель, но не в родном Пскове – чтобы местная элита не могла, опираясь на простонародье, далее протестовать против московской власти.

Этот метод Василий позаимствовал у своего отца, основателя Московского государства Ивана Васильевича III. В 1478, после победы над Новгородской республикой, Иван Васильевич произвел первую русскую депортацию населения – выселил из Новгорода более 30 самых богатых боярских семей и конфисковал у них имущество и земли.

Новые дворы боярам дали в Москве и центральных городах России. А в конце 1480-х из Новгорода выселили более 7000 человек – бояр, богатых горожан и купцов с их семьями. Их селили небольшими группами в разные города – Владимир, Ростов, Муром, Кострому, чтобы «растворить» бывшую новгородскую знать в центрально-русском населении. Разумеется, всю знатность новгородцы при этом теряли, становясь на новых местах простыми служилыми людьми, «рядовыми» дворянами.

«Изгнание Марфы-посадницы из Новгорода» — Алексей Кившенко

Практика депортации применялась в царской России и позже, в схожих случаях подавления местных восстаний – так, после польских восстаний 1830 и 1863 года тысячи поляков – участников восстаний и сочувствовавших – были сосланы на поселение в глубинные территории России, в основном – в Сибирь.

А что внутри русской избы?

Обычная крестьянская изба чаще всего была прямоугольной и делилась на три комнаты:

  • Клеть. Холодная часть дома. Клеть не отапливалась. В ней стояли сундуки с платьями, находилось все имущество семьи, так как сюда не попадал дым от печки. Зимой она использовалась как кладовая, чулан, а летом в клети спали.
  • Сени. Находились между клетью и теплой избой сразу за входной дверью. Это была темная комната без освещения. В ней снимали верхнюю одежду, держали ведра, корыта и другую часто используемую утварь.
  • Изба. Жилое помещение, занимавшее большую часть дома. В избе устанавливалась печка. Рядом с ней располагались нары, заменявшие кровати. Нарами называли деревянные настилы для спанья. Здесь же стояли обеденный стол и лавки для сидения вдоль стен.

Название части избы «сени» произошло от слова «сень», которое означает «защита, убежище, покров». Пример: «Они спрятались от палящего солнца под сенью деревьев».

Красный угол

По традиции в каждой избе обязательно обустраивали красный, то есть красивый угол. Это было самое почетное, праздничное место в доме. Его обустраивали напротив печи по диагонали, завешивали иконами, ставили на полки свечи, сосуд со свяченой водой, веточки вербы, пасхальные яйца.

Стены в красном углу имели окна, выходившие на юг и восток. Поэтому он был светлым и очень уютным. Здесь же размещали стол, за которым трапезничали. Красный угол также назывался важницей. За столом под важницей сидел хозяин дома или почетный, уважаемый гость.

Полати

Самым теплым местом для сна в доме были полати. Это дощатый настил, располагавшийся сверху печки практически под потолком. Он мог занимать половину площади избы. На полати взбирались по ступенькам, которые были прилажены к стенке печки.

Русская печка

Быт русского народа был сосредоточен вокруг печи. Ее называли кормилицей и обычно устраивали первой. Только потом строили стены, крышу и т. д. Почти в каждой русской сказке она упоминается. Печь стояла всегда около двери. В ней были ниши для разной утвари. Топку заслоняли железные заслоны. Печь кормила всю семью и животных. Она согревала и дарила уют. Существовало поверье, что за печью живет домовой – невидимый защитник дома.

Горница

Если семья была большая, избу расширяли – пристраивали еще одно помещение по другую сторону ворот. Над воротами обустраивалась горница (от слова «на горе»). Она представляла собой небольшую комнатку с оконцами. Обычно горница не отапливалась, но была чистой. С теплой комнатой ее соединяли сени. Горница служила парадным входом.

Светелка и светлица

Светелкой называли чердачное помещение с красным окном. Эта комната была запасной и предлагалась для ночлега гостям. Светелка не отапливалась, а потому использовалась в основном в теплое время года. В ней любила устраиваться молодежь. Постельные принадлежности стелили прямо на пол. Некоторые семьи в светелках хранили верхнюю одежду, а другие селили наемных работников. Во многом назначение комнаты определялось традициями конкретной семьи.

Важно не путать светелку со светлицей. Светлица – это любая светлая комната. В ней занимались рукоделием и принимали гостей

Иногда светлицей называли отдельный сруб с окнами на каждой стороне

В ней занимались рукоделием и принимали гостей. Иногда светлицей называли отдельный сруб с окнами на каждой стороне.

Создание стиля русской избы

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска — матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может играть камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторы.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.

Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки — сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки — естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из общей картины.

Стилизация под интерьер 18 века в избе гостиницы Покровской в Суздале

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки, бордюры для полочек. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь — женщины на Руси всегда любили заниматься этим видом рукоделия. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, расшитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, — все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы: белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Кстати будут и светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол-тумба с выдвижными ящиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью или пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.

Дизайнер: Олег Дробнов

Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла. Пластик здесь — как бельмо на глазу. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами или реалистично имитирующими грубоватое дерево. Фасады из массива могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.

В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.

Тема: Изложение «Как состроена изба»

Цели: подготовить учащихся к письменному изложению текста; предупредить речевые, орфографические и пунктуационные ошибки; учить подробно излагать текст, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста .

Ход уроков

  1. 1. Подготовительная работа перед написанием изложения:

а) Слово учителя.

Текст для изложения взят из книги Эдуадра Юрьевича Шима «Деревянная книга». Она популярно и доходчиво рассказывает о дереве и древесине, о том, как дерево служит человеку.

Может показаться странным, что в наш век, когда люди научились строить высотные здания, космические корабли, атомные суда, писатель заводит речь о том, какое устройство обыкновенной крестьянской избы. Чем тут удивить человека, чему он здесь научиться, чем обогатиться?

Мы не сможем правильно оценить настоящее, если не будем знать прошлого. Мы не сможем глубоко познать и полюбить нашу Родину, если не увидим и не поймем, как она жила прежде.

Искусству постройки избы посвящена та глава из книги Э. Шима, которую мы делаем исходным текстом нашего изложения.

Уже название главы «Как состроена изба» указывает на продуманность этой постройки. Использование приставки со-

вместо приставки

по-

, обычной для данного глагола, помогает передать единство всех деталей избы (сравните значение приставки

со-

, например, в таких словах:

соединить, собрать, созвать, сосредоточить

Кроме того устарелый глагол

состроить

здесь пригоднее современного, широко употребляемого построить (

состроить избу, но построить торговый центр

б)

Сочинение описание дома в деревни

Мне очень нравится проводить время в деревне у моей бабушки. У нее замечательный маленький домик, где меня всегда встречают с теплом. Даже в зимнее время года в этом месте я чувствую себя превосходно! Почему? Ответ прост!Это потрясающее тихое место. При въезде в деревню лишь лай собак нарушает спокойствие безмолвной природы. Я подхожу к симпатичному дворику. На меня приветливо смотрит старый дом. Деревянные окна покрыты инеем, что придает особую сказочную заманчивость этому местуУже с порога я чувствую запах пирожков. Бабушка радостно встречает меня и провожает в гостинную. Здесь так уютно! Меня окружает приятная атмосфера, подкрепленная теплом огня в печке, бабушкиными историями и сказками. Справа от входа в комнату стоит огромный шкаф-старичок. Он много повидал, как и необычные предметы, стоящие внутри него. Эти старинные вазы, маленькая табакерка с фарфоровой крышкой, разнообразные статуетки. Но самое главное — это книги. В этом шкафу, кажется, собралась вся многолетняя история нашей планеты. Здесь и детские книжки, и поучительно-философские, и лирические произведения разных лет. Есть и энциклопедии, готовые поведать о многом тем, кто хочет этого. Прямо напротив этого раритетного великана расположено большое окно, из которого прекрасно видна вся улица. Снег густо валит за стеклом, а я наблюдаю за красотой природы, сидя в уютном кресле с чашкой чая. По середине стоит стол, заставленный едой, но готовый в любое время освободиться от этой ноши и предоставить место для чтения или других не менее важных дел.Домик у бабушки в этой тихой деревне — просто волшебное место, где оживает ушедшее прошлое. Я бы посещала его намого чаще, но, увы, получается только на выходных вырваться из шемного города в эту загадочную тишину.Удачи!

(нет оценок) Loading.

Пионеры и Новый Год

Наверное, большее внимание на Новый год уделялось все же не взрослым, а детям, пионерам и октябрятам. В детских садах воспитатели сами готовили для детей костюмы «зайчиков», «петрушек», «хлопушек», «конькобежцев», «снегурочек»…. Самыми довольными были школьники – у них начинались каникулы

Для детей устраивали елки, в том числе и в школах. В детском кинотеатре «Родина» Молотовского (ныне Жовтневого) района «разноцветными огнями сверкает красавица елка. Снаружи здание кинотеатра празднично украшено на темы народных сказок. На экране демонстрируются новые киносказки «12 месяцев» и мультфильм «Приключения Мурзилки» — писала в газету массовик кинотеатра. На елках выступали самодеятельные артисты — пионеры. Проводились игры, конкурсы карнавальных костюмов, песен, чтения стихов и танцев. Для эрудитов- турниры по шахматам и шашкам, викторины по кинофильмам. И конечно, куда же без Деда Мороза

Самыми довольными были школьники – у них начинались каникулы. Для детей устраивали елки, в том числе и в школах. В детском кинотеатре «Родина» Молотовского (ныне Жовтневого) района «разноцветными огнями сверкает красавица елка. Снаружи здание кинотеатра празднично украшено на темы народных сказок. На экране демонстрируются новые киносказки «12 месяцев» и мультфильм «Приключения Мурзилки» — писала в газету массовик кинотеатра. На елках выступали самодеятельные артисты — пионеры. Проводились игры, конкурсы карнавальных костюмов, песен, чтения стихов и танцев. Для эрудитов- турниры по шахматам и шашкам, викторины по кинофильмам. И конечно, куда же без Деда Мороза.

А на главной детской елке города во Дворце культуры металлургов «Азовстали» малышей, октябрят и пионеров развлекали даже артисты Ростовского цирка. Об этом сообщала газета 1 января 1958 года.

Похоже, делалось все это действительно для того, чтобы развлечь детей, а не просто потому, что так положено. Мариуполь в стиле ретро был несколько другим городом, чем сейчас. Полвека назад дети еще не приучились сидеть дома у телевизора. Развлечений было не так много. Смотреть телевизор ждановцы ходили тогда в дома культуры и «красные уголки». В печати сохранилась фотография такого коллективного просмотра «Авнгарда-55». Некоторые умельцы даже усовершенствовали антенны для лучшего приема передач.

1 стр., 415 слов

Можно ли назвать Н.А. Некрасова певцом трудной доли русского …

… сиянием лунным… Николая Алексеевича Некрасова с полной уверенностью можно назвать певцом трудной доли русского народа и красоте русской природы. Ему удалось … и железное терпение. В то же время, Некрасов- очень нежный певец красоте русской природы, трогательно и с чистой сильной … сподвигнуть угнетенных и угнетаемых на борьбу за светлое будущее. Поэт доносит до своих читателей мысль о том, что …

На елках развлечение школьников соседствовало с их воспитанием. И обязательно – с идеологическим. Нужно было воспитать настоящих граждан и коммунистов. Перед началом киносеансов Нового года пионеры встречались с передовиками и новаторами производства, ветеранами революции, поэтами. Слушались даже беседы об истории Жданова! Интересно было детям или нет, об этом история умалчивает. В кинотеатре «Родина» в 1957 году к школьникам на встречу приходил даже генерал Латышев.

Чтобы дети не шлялись по улицам, и не набирались дома мещанства, на территории нашей области тогда даже работали зимние пионерские лагеря.

Для взрослых и прагматичных горожан на Центральном рынке с 26 по 31 декабря 1957 года шумела новогодняя колхозная ярмарка.

Самое удивительное – в Мариуполе, простите, в Жданове тогда ежегодно заливались целых три катка! На стадионе «Металлург» , в парке имени Жданова (Городской Сад) и на стадионе «Спартак». Там действовали и прокатные базы. У азовстальцев было свое хоккейное поле, конькобежная база. В январе 1958-го там проводилось зональное первенство области по хоккею с мячом. Несмотря на то, что зимы и тогда часто бывали бесснежными: «Нельзя покататься на санках со снежной горы…» — сетовала газета.

Памятники археологии[править]

Нет фото КурганАдрес: Алекино, в 1км к югуНомер объекта: 4030734000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: Алекино, в 2км к северу, лев. берег р.Оки при впадени ручьяНомер объекта: 4030735000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: Бояково Номер объекта: 4030736000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото КурганАдрес: ЗалужьеНомер объекта: 4030737000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: ЗалужьеНомер объекта: 4030738000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: ЗалужьеНомер объекта: 4030739000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: КулешовоНомер объекта: 4030740000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: КулешовоНомер объекта: 4030741000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото Курганная группаАдрес: Лодыжино, в 1,3 км к северо-востоку, лев. берег р.ОкиНомер объекта: 4030742000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото Курганный могильникАдрес: Лодыжино, в 3 км к северо-востокуНомер объекта: 4030743000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото КурганАдрес: Лодыжино, лев. берег р.Тарусы, справа от дорогиНомер объекта: 4030744000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: ЛопатиноНомер объекта: 4030745000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: ЛопатиноНомер объекта: 4030746000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: Спас-Городец (бывшая), в 0,35км к западуНомер объекта: 4030747000    Ссылки:  галереяОписание: Памятник археологии.
Городище (летописный «Городец под Серпуховым») Городище (летописный «Городец под Серпуховым»)Адрес: Спас-Городец (бывшая), в 0,3км к западу от деревни, пр. берег р.ПротвыНомер объекта: 4030748000    Ссылки:    галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: Спас-Городец (бывшая), рядом с деревней к западуНомер объекта: 4030749000    Ссылки:  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: Сутормино , пр. берег р. ТарусыНомер объекта: 4030750000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото Стоянки, мезолитАдрес: Сутормино , пр. берег р. Тарусы, к юго-востоку от деревниНомер объекта: 4030751000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.
Нет фото СелищеАдрес: Сутормино , южная окраинаНомер объекта: 4030752000    Ссылки:  !  галереяОписание: Памятник археологии.

Дом моей бабушки (сочинение описание дома)

Много ли кто из вас видел дом, где появились на свет дедушки и бабушки ваших родителей? Жаль, если не видели, так как среди этих стен проходила жизнь нескольких поколений наших предков, и в каждое из зданий они положили что-то свое, заветное, что наверное хотели оставить нам в наследство. Я видел дом, где живут мои бабушка и дедушка, и даже бываю в них, в их очень старом домике.

К селу, где живет моя бабушка, можно доехать электричкой и автобусом. Автобус идет дольше, но мы с родителями отдаем предпочтение именно этому виду транспорта. Автотрасса проходит мимо чернолесья, и в окна автобуса врывается аромат хвои.

Вдоль трасы стоят колодцы с художественно оформленными журавлями. Автобус обязательно останавливается возле одного из таких колодцев в жару, и пассажиры с наслаждением пьют холодную родниковую воду.

Вот мы на месте. Обычная сельская улица. Дом бабушки, как и много других, построен из белого кирпича. Он под черепичной крышей. На улицу выходят три окна. Дом как дом, ничего в нем особого. Тем не менее каждый, кто приезжает в село погостить и проходит мимо нашего дома, невольно замедляет возле него шаг. Почему? От дома невозможно отвести взгляд. Приводят в удивление чудо-окна. Они с витиеватой резьбой. Наличники окон украшены деревянным орнаментом со сложным переплетением стеблей, листвы и цветов-розеток. На карнизе под крышей изображены сказочные персонажи, цветы, листва, птицы. Красивая деревянная резьба есть и на двухстворчатых ставнях.

А что за чудо крыльцо! Оно расположено асимметрично дому, с правой стороны. Асимметрия предоставляет всему помещению особой привлекательности. Резные

столбики поддерживают кровлю крыльца, украшенную ажурной резьбой. Дед объяснил, почему эти столбики сделаны из дуба; дуб не боится воды.

В этом доме, хотя он и построен из кирпича, много дерева. На внутреннюю обработку пошла пихта, которая хуже других древесных пород сопротивляется влаге.

Большинство деревянных украшений извне дома — из сосны. Сосна — наиболее распространенная древесная порода на территории Харьковщины. Некоторые детали дома сделаны из лиственницы, например, ступеньки крыльца. Все деревянные украшения — дело рук моего дедушки. Он мастер на все руки: плотник, столяр, замечательный кузнец. Забор возле дома не высокий, рядом с калиткой — лавка; над ней дед соорудил навес. Он задумал и делать еще что-то необыкновенное, но я увижу это следующим летом, так как сейчас у деда много работы в поле, и ему некогда заниматься домом.

Внутренняя отделка

Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку — матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.

Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. Закут — за печью.

Январь

10 – 135 лет назад (1883) родился писатель Алексей Николаевич Толстой. Летом 1915 -1916 гг. отдыхал с семьей недалеко от Тарусы в деревне Антоновка.

15 – 75 лет назад (1943) погиб Герой Советского Союза Николай Михайлович Севрюков, уроженец д. Бортники Тарусского уезда. Он был одним из тринадцати героев-гвардейцев, погибших при освобождении станции Красновка Ростовской области.

22 – 135 лет назад (1883) родилась Валерия Ивановна Цветаева, сестра Марины   Цветаевой, организатор и руководитель Государственных курсов «Искусство движения». Многие годы ее жизни связаны с Тарусой. Вместе с мужем, профессором С.И.Шевлягиным, похоронена на тарусском кладбище.

Март

8 – 55 лет назад (1963) открылась Тарусская картинная галерея.

15 – 85 лет исполняется Борису Мессереру, автору памятников поэтам Марине Цветаевой и Белле Ахмадулиной в Тарусе. Народный художник России, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской академии художеств.

28 – 275 лет назад (1743) родилась княгиня Екатерина Романовна Дашкова, директор  Российской и Петербургской Академий. Последние 13 лет жизни прожила в своем любимом имении Троицкое Тарусского уезда. Похоронена в Троицком.

30 – 105 лет назад (1913) родился писатель Алексей Иванович Шеметов.  С 1962 по 1993г жил и работал в Тарусе. Память о замечательном человеке благодарные тарусяне сохранили в литературной  премии его имени, учрежденной в 2001 году.

Красный угол в русской избе

Красный угол — неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома — на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:

Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба Суханово
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: