Новые экспонаты и подсветка как в 1960-е: что увидят посетители обновленного зала «утро космической эры» в музее космонавтики

Обновление прибрежного дома 1960-х годов в сша - zefirka

Космическая архитектура

Повсеместное цитирование космических образов и общий ажиотаж вокруг этой темы спровоцировали расцвет футуризма в архитектуре. С 1960-х до 1980-х практически все общественные постройки — библиотеки, театры и кинотеатры, стадионы и цирки — строились в футуристическом стиле.

Это была удивительная архитектура, в которой космические формы исполнялись в грубой бруталистской эстетике. Бетонные гиганты, локально вырастающие по стране, противоречили радужным и ярким футуристическим образам, показанным в кино. К тому же гигантизм и неустойчивость бетона к внешним воздействиям привели к видимым повреждениям и ухудшили эстетическое впечатление от построек. Брутализм стал ассоциироваться с тоталитаризмом и превратился в воплощение архитектуры зла.

Тем не менее бруталистские здания резко контрастируют со стереотипной позднесоветской архитектурой, в которой монотонно повторяющиеся городские пейзажи перемежаются с однотипными упражнениями в архитектурной пропаганде. Конечно, на эту архитектуру повлиял русский авангард 1920-х, конструктивисты и их бумажная архитектура: горизонтальные небоскребы Эль Лисицкого, «Ленинская трибуна» (1920), «Памятник Третьему Интернационалу» Владимира Татлина (1919), проекты и павильоны Константина Мельникова, иллюстрации «Архитектурные фантазии» Якова Чернихова, театральные декорации Любови Поповой и Александра Веснина.

К концу 1970-х конструктивистская традиция была решительно пересмотрена. В странах советского блока возвели сотни правительственных зданий, научных лабораторий и самых разнообразных сооружений, от спортивных площадок до памятников.

Хотя тут можно вспомнить о здании Президиума РАН на Ленинском проспекте, прозванном «золотыми мозгами».

Здание Президиума РАН, Москва, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн. Источник

Именно на местах незадолго до развала Союза у архитекторов появилось больше свободы, они фантазировали с космическим размахом и переходили границы дозволенного. Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге, Дом Советов в Калининграде, ташкентский гелиокомплекс «Солнце», Дворец бракосочетания в Тбилиси, цирки-«тарелки», разбросанные по всей стране, — перечислять можно очень долго.

Институт робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, арх.: Б. Артюшин, С. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин. ИсточникКрематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев, арх. А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко. Источник

Телекоммуникационный центр, спроектированный Янко Константиновым в Скопье (Македония) в 1974 году, и монумент «Бузлуджа», спроектированный Георгием Стоиловым в Болгарии, являются примерами космического брутализма.

Телекоммуникационный центр в Скопье, 1963, арх. Я. Константинов. Фото. ИсточникТелекоммуникационный центр в Скопье. Источник«Бузлуджа», арх. Георгий Стоилов. Источник

Но полагаю, что самой известной «летающей тарелкой» СССР стал пансионат «Дружба» в Курпатах, недалеко от Ялты. Хороший уход сохранил до нашего времени идеализированную архитектуру космического рая. Огромная шестеренка, приземлившись на побережье посреди зелени, производит поистине неземное впечатление.

Удалось не только сохранить зеленый склон, но и справиться со сложными геологическими условиями и не дать сейсмической активности разрушить здание.

Пансионат «Дружба». Фото: К. Антипин. Источник

Многие из этих зданий сегодня заброшены. Например, Институт научно-технической информации, спроектированный Л. Новиковым и Ф. Юрьевым в Киеве в 1974 году и похожий на инопланетный космический корабль из бетона, находится в удручающем состоянии.

Приветствуем Вас на Матушке-Земле! Нет?

Итак, спускаемый аппарат уже стоит на грунте. Ну а теперь можно помочь экипажу, верно? НЕТ! В течение десяти минут после приземления нельзя приближаться к кораблю ближе, чем на 50 метров! Почему? Да потому что в этот период сразу несколько антенн связи будут развернуты с использованием пиротехнических механизмов. Крышки некоторых из этих антенн могут серьезно поранить Вас, если Вы подойдете слишком близко. Лишь только когда антенны будут развернуты, можно будет немного расслабиться. Но не полностью. Потому что капсула может внезапно покатиться. Если она приземлилась, например, не вертикально. И попасть под нее — не лучшая идея. Потому что Вас может переехать космический корабль весом две с половиной тонны. Смерть, конечно, красивая. Но глупая.

Поэтому, если вы хотите предотвратить скатывание космического корабля, нужно закрепить его камнями или другими подручными средствами.

Чего вам НЕ следует делать ни при каких обстоятельствах, так это пытаться самостоятельно привести капсулу в вертикальное положение, если она находится на боку. Подобную процедуру может провести бригада из пяти или шести человек. И в одиночку это делать крайне не рекомендуется.

Далее нужно убедиться, что основной парашют, имеющий диаметр почти 23 метра, не надувается ветром. Так как он может запросто утащить космический корабль. И если он надулся, Вам срочно нужно перерезать стропы, соединяющие парашют с основным тросом. Но помните! Между тросом и стропами находится небольшой пиротехнический механизм! Поэтому будьте осторожны.

Группа «Движение» и кинетисты

Сфера искусства тоже не оставалась в стороне от темы, и кинетические эксперименты стали новым этапом осмысления космического, непреодолимого, бесконечного. Некоторые художественные организации даже работали на военно-космическую промышленность. Вячеслав Колейчук из группы «Движение» делал инсталляции для Института атомной энергии им. Курчатова, основатель Казанского НИИ «Прометей» Булат Галеев создал по просьбе Королева систему наблюдения за космическими объектами и аппарат для психологической релаксации космонавтов во время долгих тренировок. Правда, разработки Галеева так и остались не у дел, на космических кораблях они не используются.

XX век был поглощен мыслями о движении, скорости, динамичности. Попытки в статичном искусстве передать бег, полет, движение автомобиля заканчивались по-разному

Для кинетистов было важно использовать эффекты реального движения, а не пытаться его изобразить. Впервые искусство перестало быть статичным, ему позволили вращаться, крутиться, светиться и издавать звуки

А в основе конструкций поселились шестеренки, тросы, моторы и рычаги.

Советские кинетисты возникли не в изоляции, их работы во многом пересекались с творчеством западных коллег. В США подвесные подвижные скульптуры — мобили — проектировал Александр Колдер.

Мобили А. Колдера. Источник

Его работы были очень популярны и стали обязательной составляющей интерьеров современных домов. Даже в СССР художника знали, а вещи, подобные его работам, появлялись в квартирах граждан. Вспомните «Служебный роман» (1977) Эльдара Рязанова, где замдиректора завода Юрий Самохвалов хвастается металлической конструкцией в гостиной.

Сцена из фильма «Служебный роман», реж. Э. Рязанов. Источник

Самыми выразительными кинетическими работами советского пространства запомнилась группа «Движение». Ее представители вышли из абсолютно разных областей, в очередной раз подтвердив ренессансный дух эпохи: Вячеслав Колейчук был архитектором, Лев Нусберг — живописцем, Виктор Бутурлин — студентом Московского инженерно-физического института, Валерий Глинчиков — научным сотрудником Института транспорта, Николай Кузнецов — сотрудником Института атомной энергии им. Курчатова.

Научно-техническая тематика проявлялась в большинстве их работ. В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции по заказу Института атомной энергии им. Курчатова Вячеслав Колейчук выполнил проект «Атом». Он представляет собой шар из полых металлических трубок, которые двигались от ветра.

«Атом», В. Колейчук, 1967. Источник

Названия работ другого художника группы — Франсиско Инфанте-Араны — отсылали к космическим событиям века: «Пространство-движение-бесконечность» (1963), «Галактика» (1967), «Проекты реконструкции звездного неба» (1965–1967). Он создавал скульптуры нового типа для мира, который немыслим без кино, телевидения, радио. Теперь искусство стало объектом, который объединял в себе свет, звук, движение и форму.

​​Конструкция «Пространство-движение-бесконечность», Ф. Инфанте-Арана, 1963–1965. Авторская реплика 2008 года. Источник«Спираль бесконечности» («А») из серии «Проекты реконструкции звездного неба», Ф. Инфанте-Арана, 1965. Источник

«Пространство-движение-бесконечность» представляла собой разнообразие пересекающихся геометрических фигур. На каркасы кубов натянуты капроновые нити, которые образуют плоскости, а на углах этих плоскостей — небольшие лампочки. Такая форма представлялась в 1960-е очень футуристичной, преодолевшей земное притяжение и парящей в воздухе без опор.

В 1967 году появилась кинетическая композиция «Галактика» на выставке ВДНХ. Трехметровая кристаллическая структура была собрана из металлических распорок и синтетической струны. Она двигалась, светилась, переливалась космическими бликами, играла электронная музыка.

Необычные дома из отходов: экологические и креативные конструкции

В мире существует множество необычных и креативных домов, которые были построены из отходов и различных переработанных материалов. Такие конструкции не только эстетичны и уникальны, но и являются примером гармоничного сосуществования с природой, а также могут способствовать устойчивому развитию.

Одним из примеров таких домов является Флаймангахаус – дом, построенный в США из старых контейнеров для перевозки грузов. Владелец этого необычного дома решил использовать отходы промышленности для создания удобного и уютного жилья. Дом был выстроен из 5 контейнеров, которые были соединены вместе и дополнены различными деталями. Интерьер этого дома выполнен в современном стиле, благодаря чему дом выглядит очень стильно и привлекательно.

Еще одним примером экологического и креативного домостроения является дом в Швеции, построенный из переработанных ящиков для овощей и фруктов. Владельцы дома собрали большое количество таких ящиков и использовали их в качестве стен и потолков. Такая конструкция не только экологична, но и экономична, поскольку ящики были получены бесплатно. Интерьер дома выполнен в стиле лофт, что добавляет ему особой привлекательности.

Еще одним примером креативной и экологичной конструкции является дом в Нидерландах, построенный из различных деталей и отходов строительства. Владелец этого дома использовал все те материалы, которые обычно выбрасываются после строительных работ, и создал из них уникальную постройку. Дом оказался не только удивительным наружно, но и очень комфортным и функциональным внутри.

Такие необычные дома из отходов являются примером того, что даже из самых неприглядных и ненужных материалов можно создать красивые и удобные постройки. При этом такие дома являются экологически чистыми и способствуют устойчивому развитию. Такие примеры должны служить натхненним для других людей и показывать, что возможно создание прекрасного без ущерба для природы.

Гоу холм – Великобритания, Уэльс

Эко-дом фотографа Саймона Дейла часто называют «домом хоббита», хотя прямого отношения к знаменитой саге Джона Толкина он не имеет. На самом деле у Саймона просто не было денег на возведение традиционного коттеджа. Бюджет в 3000 фунтов стерлингов мотивировал отца двоих детей на творческие эксперименты.

Жилище частично вырыто в холме, его каркас сделан из толстых веток, а стены — из дерева, камня и глины. Благодаря естественной теплоизоляции, которую дает насыпной слой, домик получился очень теплым. Электричество он получает от солнечных батарей, так что продолжает экономить хозяевам деньги.

Futuro House после триумфа и забвенья


Для тех, кому эстетика инопланетного корабля казалась неприемлемой, предлагали пластиковый модуль Venturo, также разработанный Матти Сууроненом (Futuro House).


Многие из «летающих тарелок», разбросанных по всему миру, превратились в жалкие развалины (Futuro House).

По сведениям редакции Novate.ru, вдохновленный ажиотажем на международном уровне Futuro, Сууронен спроектировал для Polykem и другие пластиковые здания, самым известным из которых был дом Вентуро. Polykem активно продавала лицензионные права на изготовление по всему миру как Futuro, так и для Venturo. Производство началось во многих странах и предполагало многотысячное «тиражирование». Однако массовое производство остановилось, даже не начавшись. Это случилось из-за нефтяного кризиса 1973 года, вызвавшего значительный рост цен синтетических материалов, включая пластмассы, что напрямую повлияло на изготовление модульных футуристических домов. Последний модуль был выпущен на заводе Polykem в 1978 году, всего же по всему миру было произведено 100 домов, из которых осталось 68. Несмотря на прекращение производства домик будущего Futuro все же превратился в архитектурную икону атомного века 1960 — 1970-х годов, его по достоинству оценили последующие поколения


Первый модульный дом теперь находится в музее Бойманса в Роттердаме (Futuro House). | Фото: elledecoration.co.uk.


Некоторые модели стали украшением участков и даже зданий (Futuro House). | Фото: worldarchitecture.org.

Теперь же некоторые из сохранившихся модульных домов, отлитых из пластика, стали ценными предметами коллекционирования, а два самых первых экземпляра перекочевали в музейные коллекции, что позволит сохранить их для дальнейших поколений. Для многих, конструкция Футуро, в свое время считающаяся ультрасовременной и универсальной, не потеряла своей актуальности, только уже в качестве попытки поставить создание жилых домов на поток заводского производства. Пусть первая была и не очень успешной, но все же вполне жизнеспособной, если переработать некоторые составляющие, чтобы они в полной мере отвечали современным требованиям устойчивости и экологичности.


Учитывая современную моду на все нетривиальное, предприимчивые отельеры дали «летающим тарелкам» второй шанс (Futuro House). | Фото: elledecoration.co.uk.


Теперь Футуро из Южной Африки путешествует по Великобритании, собирая толпы любителей заглянуть внутрь «летающей тарелки».

Стоит отметить, что некоторым моделям настолько повезло, что они обрели новую жизнь. Один пластиковый модуль Futuro House, оказавшийся в свое время в Порт-Альфреде (Южная Африка), в районе, где прошло детство Крейга Барнса, ныне живущего в Лондоне художника, настолько запал в его душу, что, будучи уже взрослым человеком, решил спасти от полного уничтожения. Когда Крейг снова попал Порт-Альфред, яркое воспоминание из детства оказалось на то же месте, что и раньше, правда, состояние его было очень удручающим. У художника сразу возникла идея его восстановления, с которой он обратился к властям, а затем и к владельцу, уговорив продать заброшенный объект, напоминающий о временах оптимизма и веры в прогресс, когда человек покорял космос и хотел улучшить качество жизни с помощью сборных пластиковых изделий.


Сейчас Futuro House находится в Марстон-парке, в нем можно провести пару тройку незабываемых ночей.

Разборный домик был перевезен в Великобританию, где его основательно отреставрировали и стали выставлять в различных общественных местах Лондона, включая крышу Central Saint Martins и Марстон-парк, который давно стал царством уникальных произведений искусства. В Парке его установили на берегу озера, где он превратился в волнующий ящик Пандоры с «космическими» формами, сулящий незабываемые впечатления для современников. Кстати сказать, в нем можно даже провести ночь-другую, как это делали первые владельцы футуристических домиков.

В продолжение темы жилых капсул, предлагаем заглянуть в более современные модели, которые для многих стали постоянным домом.

А вот познавательное видео нашего канала:

Дом-шар

Встретить удивительные сооружения можно не только за границей, но и России. Врач реабилитолог Ольга Кочунева решила отказаться от стандартных форм и остановила свой выбор на проекте дачного домика куполообразной формы. Только в таком «ананасе», по ее мнению, можно забыть о городской суете и хорошо отдохнуть на выходных.

Снаружи дом обшит лиственным гонтом, а внутри отделан тонированной сосновой вагонкой. Общая площадь необычного жилища составляет 9 кв. м., по периметру шара предусмотрено несколько широких окон, а вход «отмечен» большой стеклянной дверью. Чтобы посмотреть воочию на этот арт-объект, понадобится приехать в Зеленоград.

Дома-невидимки – Италия, граница с Больцано

Зеркальные фасады не только прячут здания в окружающем пейзаже, но и создают эффект портала в необычный параллельный мир — как на этом фото. Впрочем, на игре отражений уникальность этого здания работы Петера Пихлера не заканчивается.

Начнем с того, что это не одно здание, а два. Владелица участка Анжела Сабине Штаффлер хотела получить два стыкующихся дома для отдыха семьи и гостей во время каникул. Это должна была быть современная архитектура, созвучная окружающей среде.

Петер Пихлер, поработавший с Захой Хадид и Ремом Колхасом, предложил сдвинуть блоки для динамики, облачить стены в черный алюминий, восточные фасады остеклить зеркальными панелями, украсить торцы эффектными окнами-клиньями, а весь дом приподнять на платформах ради ощущения легкости. Получилась удивительная конструкция с органическими и при этом футуристическими чертами. Оторваться невозможно.

Дом-автомобиль – Австрия, Зальцбург

Среди домов на колесах этот, пожалуй, самый необычный в мире. Двухэтажное жилое здание в виде культового автомобиля Volkswagen Beetle (Жук) построил немецкий архитектор Маркус Фоглрайтер. На неординарный проект Маркуса натолкнули слова знакомых автомобилистов, утверждавших, что их машина — второй дом.

Элементы «автомобиля» имеют свой функционал. Например, лобовое стекло и фары являются окнами в спальне и ванной, а выхлопная труба работает как вытяжка. Здание получилось довольно большим: на первом этаже живут родители архитектора, а на втором — сам Маркус с семьей. Фасады и интерьеры оформлены в духе 70-х годов.

Что нового появится в экспозиции

В самом центре обновленного зала «Утро космической эры» посетители увидят дубликат первого искусственного спутника Земли, знаменитых Белку и Стрелку и подлинный контейнер, в котором они вернулись из космоса. Кроме того, здесь представлены скафандры первых шести космонавтов, макет спускаемого аппарата корабля «Восток», на котором летал Юрий Гагарин, а также кардиограмму первого в мире космонавта, сделанную накануне полета. Помимо этого, в зале можно увидеть аппараты для полетов на Венеру, Марс и Луну.

Среди новых экспонатов – макет ракеты-носителя «Восток» и схема его работы, жидкостный ракетный двигатель РД-107, документы, которые рассказывают о полете Юрия Гагарина и подготовке первых космонавтов к выходу в открытый космос.

Отдельная часть экспозиции посвящена Герою Советского Союза Павлу Беляеву, командиру космического корабля «Восход-2». Посетители смогут увидеть его парадный мундир и удостоверение космонавта № 10 – их передала в дар супруга космонавта Татьяна Беляева.

В музее также появится подлинная наземная стойка «Волга-ВПК» 1960 года. Она была частью наземного приемно-регистрирующего командно-измерительного комплекса и контролировала все системы ракеты-носителя и космического корабля, а также считывала данные о самочувствии человека. Это делалось через установленные в кабине специальные датчики.

Командно-измерительный комплекс играл решающую роль в управлении кораблем, на котором был совершен первый полет в космос. Это был единственный способ дистанционного контроля.

Посетителей также ждет обновленный аудиогид, записанный летчиком-космонавтом Героем Советского Союза Иваном Лавейкиным.

Futuro House: заманчивая эстетика атомного века


Futuro House – пластиковый модуль, ставший культовым символом эстетики атомного века. | Фото: bubblemania.fr.

Технический прогресс и вера в лучшее будущее, всегда вдохновляли на свершения и немыслимые эксперименты ученых, инженеров и архитекторов. Не стали исключением и тяжелые годы послевоенной разрухи, затронувшие многие европейские города. Вторая мировая война внесла коррективы не только в жизнь миллионов людей, но и в приоритеты, связанные с градостроительством и проектированием индивидуального жилья. Архитекторы с энтузиазмом взялись за разработку зданий, главным строительным материалом которого были синтетические материалы. По большей части они увлекались удивительными возможностями пластмасс. Некоторые энтузиасты замахнулись и на серийное производство зданий из нетрадиционных материалов, которые должны были решить проблему нехватки жилья.


Матти Сууронен – финский архитектор, автор футуристического проекта Futuro House, который должен был определить эстетику домов будущего. | Фото: accidentallywesanderson.com.


План-чертеж модульного домика, изготовленного из армированного пластика (Futuro House). | Фото: worldarchitecture.org.

Начиная с 1950-х годов, в некоторых странах удалось создать экспериментальные образцы пластиковых домов, большинство из которых так и остались причудливыми объектами. Хотя некоторым удалось даже прославиться на этом поприще, а их разработки даже воплотились в жизнь и не в единичном экземпляре. Так, например, в 1965 г. финский архитектор Матти Сууронен по просьбе друга взялся за разработку лыжного домика под названием Futuro House, который легко было бы возвести в горной местности с ее крутыми склонами, при этом он должен был противостоять сильным ветрам и мощным снегопадам, а также его можно было бы быстро отапливать, чтобы согреться уставшим путникам при минусовых температурах.


Рекламные плакаты 1968 г. больше похожи на иллюстрацию к научно-фантастическому фильму нежели на реальность (Futuro House). | Фото: accidentallywesanderson.com.


Учитывая повышенный интерес к космической теме, неудивительно, что Футуро обрел невиданную популярность. | Фото: worldarchitecture.org.

Помня о таких запросах, Сууронен разработал футуристическую капсулу, отчетливо напоминающую инопланетную летающую тарелку. В качестве строительного материала он выбрал армированный пластик, а для утепления использовался пенополиуретан толщиной 4 см, что сделало конструкцию легкой и теплой. При этом сборный модуль состоял из 16 элементов, которые оставалось лишь доставить любым удобным способом и соединить на месте. Чтобы избежать проблем с установкой на неровном участке, были предусмотрены высокие ножки из сварных стальных труб, а вход осуществлялся через люк со встроенными ступенями, который опускался, что позволяло надолго оставлять домик без присмотра, не опасаясь, что дикие животные или злоумышленники проникнут в домик.

Любовь к природе: дома, спроектированные в гармонии с окружающей средой

Есть люди, которые очень ценят природу и стремятся создать дома, которые будут гармонично вписываться в окружающую среду. Такие постройки не только радуют глаз, но и способствуют сохранению природы и экологически устойчивому образу жизни. В этом разделе мы представим вам несколько замечательных домов, спроектированных с любовью к природе.

  1. Дом на дереве

    Это необычное сооружение создано на дереве и представляет собой небольшой домик с панорамными окнами и террасой с видом на лесной пейзаж. Такой дом нередко становится настоящим убежищем для любителей природы и экотуристов.

  2. Эко-дом из природных материалов

    Этот дом строится с использованием экологически чистых материалов, таких как дерево, камень, солома и глина. Он не только выглядит потрясающе, но и обладает хорошей тепло- и звукоизоляцией, что позволяет снизить затраты на электроэнергию и обеспечивает комфортную жизнь для его обитателей.

  3. Земляной дом

    Для строительства этого дома используются природные материалы, такие как земля и трава. Это позволяет ему идеально смешаться с окружающей средой и создать ощущение единства с природой. Благодаря своей уникальной конструкции, земляной дом обладает отличной тепло- и звукоизоляцией.

  4. Дом с зеленой крышей

    Этот дом имеет крышу, покрытую живой зеленью. Это помогает снизить температуру внутри помещений, улучшить качество воздуха и способствовать увлажнению окружающей среды. Кроме того, зеленая крыша создает приятный визуальный эффект и дополнительное пространство для отдыха и садоводства.

  5. Дом с солнечными панелями

    Этот дом оснащен солнечными панелями, которые обеспечивают его энергией. Солнечная энергия позволяет снизить зависимость от традиционных источников электроэнергии и сократить выбросы углекислого газа. Такой дом является примером экологически устойчивого образа жизни и энергетической эффективности.

Эти дома – всего лишь небольшая часть того, что можно создать, когда сочетается любовь к природе и архитектурное мастерство. Сохранение окружающей среды – это задача, которая становится все более и более актуальной, и такие дома – это важный шаг в этом направлении.

Проблемы на борту

Основной проблемой была невозможность использования основного жидкостно-реактивного двигателя служебного модуля, который и предназначался для маневров на пути к Луне и обратно. Из-за взрыва одного из кислородных баков его использование могло вызвать ещё большие разрушения, и такого риска предпочли избежать, намереваясь использовать двигатель лунного модуля для всех маневров

Однако конструкция двигателя – а что более важно, топливных баков – для него была предназначена для одноразового и кратковременного использования вблизи лунной поверхности. Подача топлива осуществлялась с помощью сжатого гелия, который давил на мягкую мембрану внутри бака, вытесняющую само топливо

Со временем давление в баках возрастало настолько, что гелий прорывал специально рассчитанную диафрагму и улетучивался в вакуум, после чего использование двигателя становилось невозможным

Со временем давление в баках возрастало настолько, что гелий прорывал специально рассчитанную диафрагму и улетучивался в вакуум, после чего использование двигателя становилось невозможным.

Другой проблемой стали осложнения с навигацией и ориентированием корабля. В обычных условиях требуется периодическая сверка систем навигации из-за накапливающейся ошибки гироскопов: для этого астронавты наводятся на какую-либо подходящую навигационную звезду, снимают показания и вводят поправки в компьютер. При взрыве корабль раскрутился и потерял ориентацию, но что самое неприятное – его окружила целая туча мелких обломков, частиц обшивки, краски и газа. Всё это сверкало и светилось, переотражая солнечный свет, и делало невозможным наведение по звёздам.

Третьей и, пожалуй, самой важной проблемой стало жизнеобеспечение членов экипажа. Дело в том, что лунный модуль был рассчитан на пребывание в нём двух человек на протяжении максимум 75 часов, теперь же к ним присоединился третий астронавт, а время полёта заведомо было больше запланированного

Если с кислородом и питанием дела были в порядке, то с количеством пресной воды (теперь её требовалось больше для охлаждения всех систем) и с поглощением выдыхаемого углекислого газа дела обстояли худо

Более того, вскоре выяснилось, что из-за жёсткой экономии электроэнергии (этот ресурс был самым важным для благополучного возвращения домой), пришлось отключить обогрев кабины и температура стала падать катастрофически быстро, стремительно приближаясь к нулевой отметке. В итоге в течение всего полёта в кабине держалась температура около 11°C, а члены экипажа сильно мёрзли из-за отсутствия тёплой одежды и невозможности подвигаться в тесной кабине «Аквариуса», чтобы согреться

Если с кислородом и питанием дела были в порядке, то с количеством пресной воды (теперь её требовалось больше для охлаждения всех систем) и с поглощением выдыхаемого углекислого газа дела обстояли худо. Более того, вскоре выяснилось, что из-за жёсткой экономии электроэнергии (этот ресурс был самым важным для благополучного возвращения домой), пришлось отключить обогрев кабины и температура стала падать катастрофически быстро, стремительно приближаясь к нулевой отметке. В итоге в течение всего полёта в кабине держалась температура около 11°C, а члены экипажа сильно мёрзли из-за отсутствия тёплой одежды и невозможности подвигаться в тесной кабине «Аквариуса», чтобы согреться.

Долой города: техногенный ландшафт

Переместимся в Великобританию, где еще до эры космического помешательства, в августе 1956 года, в галерее Уайтчепел была организована выставка «Это завтра» (This is Tomorrow). Удивительно, что галерея с революционной выставочной политикой (здесь показывают то «Гернику» Пикассо, то живопись Марка Ротко) располагается в слащавом «пряничном замке» эпохи модерна, но этот диссонанс нейтрализуется тем, что «замок» находится в районе, где некогда орудовал Джек Потрошитель.

Галерея Уайтчепел. Источник

Выставка «Это завтра» — совместный проект лондонской богемы, которая показывала не столько сами работы, сколько свои вольные кураторские проекты. Один из павильонов раскрывал дуализм мнений по поводу беззаботного будущего. Не всем казалось, что «завтра» нас ждут виллы на Луне, домашняя революция и работающие вместо нас роботы. Были люди, которые в техническом прогрессе видели угрозу и готовились к ней.

Patio & Pavilion — не прямая визуализация футуристического интерьера, а философский риторический вопрос к будущему от поколения, которое помнит, что такое мировая война. Творение архитекторов Элисон и Питера Смитсонов представляло собой зрелище грустное и опустошающее — архитектура нищеты. Посреди песчаной площадки стоял то ли сарай, то ли будка из гофрированного пластика и старых досок, а на ее стене красовалась работа Найджела Хендерсона — «Голова мужчины».

Павильон Patio & Pavilion. «Группа 6»: Эдуардо Паолоцци, Найджел Хендерсон, арх. Элисон и Питер Смитсоны. ИсточникРабота Найджела Хендерсона «Голова человека» (расположена внутри павильона Patio & Pavilion) была отображением боли и трагедии Второй мировой войны, в которой участвовал художник. Источник

Вокруг «постройки» были разбросаны обломки вещей. Экспозиция сначала напоминает нам постапокалипсис, кадры послевоенной действительности. Но когда мы вспоминаем другой минималистичный проект Смитсонов — «Дом будущего», где в доме нет ничего, кроме внутреннего двора, крыши и пары стульев, то к нам приходит понимание — это не реквием, а панегирик чистоте и аскезе. Человеку нужен минимум — двор (Patio) и укрытие (Pavilion). Душа требовала простоты на фоне формирующегося безумного общества потребления с воронкой ширпотреба, барахла и интеллектуального мусора. Люди 1950-х создали культ вещей, а в 1960-е пришло время уйти от этого идолопоклонства.

«Дом будущего», арх. Элисон и Питер Смитсоны. Источник

И нашлись люди, готовые ломать устои. Участники английской архитектурной группы Archigram (Archigram = Architecture + Telegram) устали от скучных городских сценариев и своими проектами доказывали, что пришла эра новых технологий, способная изменить городской ландшафт. Они положили начало архитектуре вне архитектуры. Необходимость в стационарном доме отпала, человечество стало мобильным, поэтому нужен дом, который легко взять с собой.

14-секундное знакомство

Первые попытки посадить на планету автоматический аппарат осуществил Советский Союз в начале 1960-х годов. Правда, все они закончились провалом. «Марс 1960А» и «Марс 1960Б» не достигли планеты из-за аварий ракеты-носителя «Молния». Чуть более успешным оказался запуск станции «Марс-1», которая, несмотря на Карибский кризис, все же сумела взлететь с Байконура и подобраться к планете на расстояние в 200 тыс. км, после чего связь с аппаратом была утрачена.

Межпланетная станция «Марс-1», 1963 год

(Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС)

В дальнейшем Советскому Союзу удалось лишь 14-секундное пребывание на Марсе: в 1971 году аппарат «Марс-3» сумел успешно приземлиться на планету, однако сильнейшая пылевая буря прервала связь с марсоходом. Много большее удалось американцам.

В 1965 году аппарат «Mariner- 4» подлетел к планете на минимальное расстояние до ее центра — 13 200 км — и сумел сделать 21 изображение с разрешением порядка одного км. Затем уже в 1971 году был запущен первый искусственный спутник планеты «Mariner-9», который доставил на Землю тысячи новых и куда более детализированных снимков.

Например, оказалось, что Марс испещрен вулканическими и тектоническими геологическими формациями, что на нем есть высохшие русла водных потоков. С того момента начались масштабные исследования атмосферы и ионосферы планеты, а также ее окружающей среды.

Наконец, в 1975 году на планету успешно приземлились две автоматические станции «Viking 1» и «Viking 2». На Землю было отправлено более 50 тыс. снимков, которые позволили составить первый картографический набросок планеты. После этого успешных марсианских экспедиций не было более 20 лет. Только в 1996 году на орбиту вышел «Mars Global Surveyor», который сумел сделать уникальные по своей четкости изображения Марса.

Фотография возможного водостока в одном из кратеров Марса, сделанная во время миссии Mars Global Surveyor, 2005 год

(Фото: NASA)

Сегодня в сторону планеты движется новый исследовательский аппарат «Настойчивость» (Perseverance). В случае удачи, марсоход в 2029 году передаст орбитальному кораблю первые образцы марсианского грунта, которые будут доставлены на Землю.

Это особенно важно, потому что за счет мощностей наземных лабораторий ученые смогут определить биологическое происхождение марсианской почвы, а в перспективе — хотя бы частично реконструировать историю жизни на этой планете. В целом за 60 лет активных исследований Марса общее количество миссий на эту планету достигло 45

Из них только 19 были успешными

И это — миссии только для автоматических аппаратов. О пилотируемом полете человека мы пока не вели даже речи

Из них только 19 были успешными. И это — миссии только для автоматических аппаратов. О пилотируемом полете человека мы пока не вели даже речи

В целом за 60 лет активных исследований Марса общее количество миссий на эту планету достигло 45. Из них только 19 были успешными. И это — миссии только для автоматических аппаратов. О пилотируемом полете человека мы пока не вели даже речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба Суханово
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: