Эйлин грей: первая женщина в дизайне интерьера

Швейцарский период 1887—1917

Шарль Эдуард Жаннере, — родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла Шо-де-Фон, франкоязычного кантона Нёвшатель. Принадлежал к семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. В 13 лет поступил в Школу искусств в Шо-де-Фон, где учился декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье. Обучение в Школе искусств базировалось на идеях «искусств и ремесел», популярного в то время движения, основанного Дж. Рёскиным, а также находившегося в расцвете стиля ар нуво. С момента поступления в Школу искусств Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов.

Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги он совершил свою первую образовательную поездку — в Италию, Австрию и Францию.

Во время этой поездки Э. Жаннере стажировался, работая чертежником у архитектора и дизайнера Йозефа Гоффмана, лидера венского сецессиона (1907). Затем — в Париже, в мастерской братьев Огюста (Auguste Perret) и Густава Перре (1908-1910), архитекторов, которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных жилых домов. В 1910—1911 работал в Берлине, в мастерской крупного мастера архитектуры Петера Беренса. В 1911 с целью самообразования предпринял путешествие на Восток — по Греции, Балканам и Малой Азии, где изучал древние памятники и традиционное народное строительство. Это путешествие во многом сформировало его взгляды на искусство и архитектуру. 

Возвратившись домой, Э. Жаннере в течение нескольких лет, с 1912 до конца 1916, работал преподавателем в Школе Искусств в Ла Шо-де-Фон. Здесь же в 1914 открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это частные жилые дома. Последние два здания — построенная для родителей вилла Жаннере/Перре (1912), а также вилла Швоб, (Турецкая вилла, 1916-1917), заказ богатого часового магната, — уже отличаются самостоятельностью замысла и вполне оригинальны по архитектуре.

В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914) (совместно с инженером М. Дюбуа). В этом проекте предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским изобретением. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках. В конце 1916 Э.Жаннере навсегда оставляет Ла Шо-де-Фон и Швейцарию, чтобы обосноваться постоянно в Париже.

Баронесса, одиночка, самоучка

Эйлин Грей родилась в 1878 году в семье ирландских аристократов. Свой творческий путь баронесса начала с изучения живописи в Лондоне и Париже, но никогда не стремилась к карьере художника. Эйлин не училась ни дизайну, ни архитектуре, что и неудивительно: архитектуре тогда могли обучаться исключительно мужчины, а дизайн ещё не преподавали.

7 мест для хранения в квартире, которые мы не замечаем

Куда всё это складывать? Вот вопрос вопросов. В каждой квартире есть места для хранения, которые зачастую остаются невостребованными. Давайте осмотримся.

Живопись казалась наиболее приемлемым выбором для творческой девушки из хорошей семьи, но Эйлин бросила рисование, посвятив себя проектированию мебели — неслыханному по тем временам занятию для женщины.

Эйлин Грей и её вилла «E1027» на Лазурном берегу

Большую часть своей длинной жизни Грей прожила во Франции. Несмотря на свою эксцентричную натуру и соседство с богемным обществом, в котором «варились» все творческие единицы Парижа, Эйлин вела обособленную жизнь. Фамильное состояние позволило ей посвятить себя любимому делу и заниматься творчеством без коммерческих мотивов.
В 1917 году Грей впервые примеряет роль профессионального дизайнера интерьеров, трудясь над первым в жизни заказом — особняком миллионерши Матье Леви. Она не только поработала в качестве декоратора, но и спроектировала всю мебель. Этот проект помог Эйлин заявить о себе как о новаторе.
Начинала она с лакированной мебели и до середины 20-х годов работала в духе строгого и роскошного ар-деко, даже когда самого термина ещё не существовало. В 1925 году талант Грей круто повернул в другом направлении. 
Второй период творчества первой женщины-дизайнера был подчинен принципиально другой эстетике — модернизму и функционализму, в этой области Эйлин снова оказалась первопроходцем. 


Интерьер виллы E1027

Chaise Longue LC4 | Charlotte Perriand

One of the most famous designs created by Charlotte Perriand in Le Corbusier’s office was the Chaise Lounge LC4 in the year 1928. Popularly called the “relaxing machine” by Corbusier, the chair was designed to stimulate the body’s natural curves. Even though all three – Le Corbusier, Pierre Jeanneret, and Charlotte Perriand – worked on this design, it was more of Perriand’s concept which evolved into this unique piece. For the publicity of this chair, Perriand herself decided to pose lying on the chair, which was even criticized by some for her wearing a short skirt, a short sleeve sweater, and her famous ball beaded necklace.

One of the early design sketches of the Chaise Lounge LC4 by Charlotte Perriand dwell.comCharlotte Perriand posing on the Chaise Lounge LC4 for publicity, at the Salon d’Automne in the year 1929 dwell.com

Принципы архитектуры Оскара Нимейера

Нимейер быстро научился проектировать в соответствии с 5 правилами Ле Корбюзье: дом стоит на столбах-опорах, крыша используется как сад-терраса, каждый этаж имеет свою планировку, окна установлены от пола до потолка во всю длину стены, фасад дома выдвигается вперёд.

Главное отличие в подходах архитекторов в том, что Корбюзье ценил функциональность больше, чем форму. Нимейер же наоборот. Красота для него была важнее всего остального. Основываясь на правилах Корбюзье, Нимейер разработал свои принципы.

Красота — главная функция архитектуры

Нимейер верил в социально-целительные способности красоты. Именно поэтому многие здания архитектора напоминают скульптуры. Эту идею Оскар пытался передать новому поколению архитекторов. На своих выступлениях он пропагандировал отказ от догм функционализма.

Архитектура должна вписываться в ландшафт

Нимейер не раз упоминал, что природа Бразилии сильно повлияла на его проекты. Извилистые реки и изгибы гор отразились на его зданиях. Исходя из идеи целительной силы красоты, Оскар утверждал, что гармония архитектуры и природного ландшафта — одно из условий здоровья человека.

При этом критики отмечают идентичность дизайнерских решений Нимейера в разных странах с разными рельефами и климатическими условиями.

Пластичные формы вдыхают жизнь в здания

Оскар отмечал, что почти что всё, созданное человеком, имеет прямые, жёсткие и негибкие линии и углы. Он же — приверженец свободно текучих, чувственных, кривых линий, создателем которых является природа. А она лучше человека знает, как красивее и лучше.

Железобетон — главный помощник архитектора

К этому материалу Оскар питал особые чувства. Он называл железобетон своим главным помощником и признавался, что нет большего наслаждения для архитектора, чем изобретать новые формы из монолитного железобетона. Это единственный материал, который позволяет создать не просто здание, а настоящее архитектурное зрелище.

Villa Savoye

1931

Это один из самых значимых для Ле Корбюзье проектов. Загородный дом для семьи Савой во Франции построен в соответствии со всеми сформулированными архитектором принципами.

Двухэтажный дом стоит на опорах. Для строительства использовались железобетон, каменные блоки, также большую часть корпуса занимает широкое горизонтальное остекление. Несущие конструкции спрятаны за фасад. Внешнее монохромное оформление компенсируется ярким интерьером.

Первый этаж используется под хозяйственные нужды: здесь оборудованы гараж, прачечная, вестибюль. Жилая зона расположена на втором этаже, к ней ведёт винтовая лестница.

В доме много открытого пространства, он не перегружен перегородками. Широкое остекление пропускает внутрь много солнечного света. Отдельный функциональный элемент виллы ― крыша, на ней расположена терраса с зоной отдыха и садом.


Фото: eigenes Werk / Wikimedia Commons
Фото: August Fischer / Flickr
Фото: August Fischer / Flickr
Фото: eigenes Werk / Wikimedia Commons
Фото: August Fischer / Flickr
Фото: August Fischer / Flickr
Фото: August Fischer / Flickr

Fauteuil Pivotant (Swivel armchair)

This chair was designed by Perriand before she joined Le Corbusier’s firm in 1927. It was a tubular steel chair, which she initially used in her apartment.

The design was first exhibited at the Salon des Artistes Decorateurs and even a year later at the Salon d’Automne, along with the nickel table which was a part of the Dining Room 28. It is also said that the backrest presented an almost impossible challenge to the upholsterers, as there was no way to fix the round form to the metal frame. 

The Fauteuil Pivotant or the Swivel armchair designed by Charlotte Perriand collections.vam.ac.ukA reconstruction of the Saint-Sulpice studio, an apartment designed by Perriand for herself designcurial.com

Начало творчества

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард ЖаннереГри) родился 6 октября 1887 года недалеко от границы с Францией в городе Ла-Шо-деФон (Швейцария). Город является одним из крупнейших производителей часов, включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фантазия и чувство вкуса прививались Шарлю самого раннего детства. Детский сад, который посещал мальчик, ориентировался на творческий потенциал малышей.

Рисунок 1. Ле Корбюзье (Шарль Эдуард ЖаннереГри). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Когда мальчику исполнилось 13 лет, в местной Школе прикладного искусства Шарль получает образование и специальность часовщика — гравера, ювелира.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В 1902 году на международной выставке декоративного искусства в Турине юноша, которому едва исполнилось 15 лет, получает почетный диплом за мастерски отчеканенные им часы с применением стали, золота и серебра.

В 1905 году, когда Шарлю нет еще и 18 лет, будущий архитектор создает свое первое архитектурное произведение — виллу Фале — дом для члена совета Школы гравера Луи Фалле. Здание было украшено орнаментами и соответствовало устоявшимся традициям. Шарль занимался самообразованием, путешествовал, посещал библиотеки и музеи, а также общался с великими и ведущими мастерами своего времени. Тогда мастер посещает Италию и Австро-Венгрию, занимаясь изучением и зарисовкой памятников архитектуры.

В Париже Шарль Эдуард работает чертежником в архитектурном бюро Огюста и Густава Перре, творчество которого являют собой переход от архитектуры модерна к функционализму. В мастерской Перре молодой архитектор знакомится с материалом будущего — железобетоном.

Под Берлином с октября 1910 по март 1911 в Нойбабельсберге Шарль стажируется в ателье немецкого архитектора первооткрывателя функционализма Петера Беренса. Одновременно с Жаннере в мастерской трудятся молодые Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, («отцы-основатели модернизма», как их назовут позже), с которыми впоследствии Шарль будет сотрудничать и поддерживать теплые дружеские отношения на протяжении многих лет.

В 1911 году Шарль Эдуард занимается внимательным изучением знаменитых памятников и народного строительства, путешествуя по странам Балкан и Малой Азии.

Замечание 1

Турецкая Вилла или вилла Швоб (1916–1917) мастер считает своим первым самостоятельным проектом.

В 1912 году архитектор проектирует и строит дом для своих родителей — виллу Жаннере-Перре.

В 1914 году Шарль создает собственную архитектурную мастерскую и возглавляет ее, которая занимается выполнением заказов на проекты частных домов. В тот же период мастер создает идею каркасного дома с целью серийного производства. Совместным с инженером Максом Дюбуа проектом стал «Дом-Ино». Постройки выглядели как костяшки домино на плане.

С 1917 года в Париже Эдуард Жаннере посвящает себя теории архитектуры и живописи. Живопись Ле Корбюзье считал источником своих архитектурных идей.

В 1920–1925 годах совместно с Озенфаном Жаннере занимается издательством популярного журнала «Новый дух» («L’Esprit nouveau»), одновременно являясь в нем руководителем раздела архитектуры. Именно на страницах издания он подписался как Ле Корбюзье, позаимствовав фамилию одного из родственников матери.

1922 год становится важной вехой в биографии архитектора. Он знакомится со своей будущей женой Ивон Галли, женившись на ней только спустя 8 лет, приняв при этом французское гражданство

В то же время, плотно сотрудничая со своим кузеном, Ле Корбюзье открывает в Париже проектную мастерскую, пользующуюся успехом. Сотрудничество кузенов длилось до 1940 года.

В двадцатые годы, созданные в частной мастерской Ле Корбюзье частные виллы принесли славу новатора, а пуристские формы произведений архитектора стали образцом для многих. Яркий пример того — вилла «Савой», загородная вилла в Пуасси, в 33 км от Парижа, которая была построена в 1928–1931 годах для промышленника Пьера Савоя, которая вошла в число национальных памятников Франции и функционирует как музей. После того, как в 1965-м Корбюзье умер и был похоронен как герой Франции, вилле дали статус национального памятника.

Период 1940-1947

В 1940 мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа, (Ozon, Пиренеи). В 1942 совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало систематической разработки «Модулора» — изобретенной им системы гармонических пропорций, которую Корбюзье применил в первом же своем большом послевоенном проекте — Марсельском Блоке. В Париже им было основано научно-исследовательское общество «Аscoral» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры), в котором он и председательствовал. В различных секциях общества дискутировались темы, так или иначе связанные с проблемами строительства, жилища и здорового обитания.

После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них, как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё (Сен-Дье-де-Вож) (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство. В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица внушительных размеров» — прообраз будущего Марсельского Блока. В них, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в это время, последовательно проводится идея «зеленого города», или, по Корбюзье — «Лучезарного города» («La Ville radieuse»). 

В Сен-Дьё по заказу промышленника Дюваля Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951) — четырехэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль впервые были применены так называемые brise-soleil, «солнцерезы» — изобретенные Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остекленный фасад от прямых солнечных лучей. Позже солнцерезы становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

В 1946 году Корбюзье вместе с другими известными архитекторами из разных стран (Нимейер, Ричардсон, Маркелиус и др.) приглашен для подготовки проекта комплекса штаб-квартиры ООН на берегу Ист-ривер в Нью Йорке. По некоторым причинам ему не пришлось участвовать в проекте до полного завершения, он работал над ним с января по июнь 1947 года. Хотя официально Корбюзье в числе авторов не фигурирует, тем не менее, общая планировка комплекса и высотное 50-этажное здание Секретариата в частности (1951) в значительной степени отражают его проектные предложения.

1952

Начало нового периода Корбюзье: он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм и фактурной обработкой поверхностей.

«Марсельский блок» стал одним из известнейших проектов в новом стиле. Это многоквартирный жилой дом в Марселе, который распологается на просторном озеленённом участке.

Большинство общественных мест спроектированы на крыше. На ней есть сад, беговая дорожка, клуб, детский сад, спортзал и небольшой бассейн. Магазины, медицинские учреждения и небольшая гостиница расположены внутри самого здания. Этот дом, который Корбюзье называл «город внутри города», пространственно и функционально оптимизирован для его обитателей.

Проект был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна).

Ле Корбюзье. Начало карьеры

Ле Корбюзье переехал в Париж в 1917 году, когда ему было 30 лет, и в 1920 он официально поменял свое имя на Ле Корбюзье. Вплоть до этого времени он работал под своим настоящим именем. В то время среди художников было популярно менять имя и фамилию на короткий псевдоним или оставлять одно имя, особенно модно это было в Париже. Этот псевдоним был образован от фамилии его отца по материнской линии и выражал его идею о том, что людям никогда не поздно заново открыть себя.

Большую часть своей ранней карьеры Ле Корбюзье работал архитектором в Париже, по большей части по государственным заказам. Одним из проектов, выполенных по заказу города стал план «Вуазен» (Plan Voisin). Проект реконструкции центра Парижа. 1925

Он также уделял значительную часть своего времени рисованию, так как это было более выгодно и востребовано. Весной 1922 года он со своим двоюродным братом Пьером Жаннеретом открыл студию в Париже. В 1928 архитектор Шарлотта Перьен присоединилась к ним в этом проекте.Тотем 3. Ле Корбюзье 1961 г.

Открытая рука Ле Корбюзье 1954 г.

До этого времени Ле Корбюзье обставлял свои объекты очень простой готовой мебелью. Вместе с Перьен они стали разделять мебель на три категории: по виду,  по функциональности и по типу взаимодействия с человеком.  Разделение на типы взаимодействия были преложены Ле Корбюзье по принципу:

Ле Корбюзье. Вклад в развитие соврменной архитектуры

The Shard Лондон

Hearst Tower Нью- Йорк

Оперный театр Харбин

Также известный многим, как «Корбю», он стал одним из архитекторов, оказавших наибольшее влияние на развитие современной архитектуры.

Все реализованные объекты и написанная им литература имели революционный эффект на международное развитие современной архитектуры, в особенности на международный стиль — Bauhaus / Баухаус. В 1908 году Ле Корбюзье работал с Огюстом Пере, пионером применения железобетона  в архитектуре . Он также работал и учился под руководством Питера Беренса в Берлине. В 1915 году серия архитектурных эскизов показала очевидным его новый и радикальный подход к техническим и эстетическим проблемам строительства.

The Tubular Steel Chairs: The Sling Back Chair, Le Grand Comfort and the Chaise Longue

Popular perception is that these are by Le Corbusier alone, but Jeanneret and Perriand were equally involved, and worth knowing is that Perriand was the only one of the three to have previously used tubular steel for furniture. That was in her own flat, which she recreated for the 1927 Salon d’Automne as Bar Sous le Toit (Bar Under the Roof); seeing it, Le Corbusier realised that he had to hire her. (She had previously approached him, determined to work on mass production and low-cost housing – “She believed that good design should be available for all,” explains Hawes — but he had rejected her with the words “we don’t embroider cushions here.”) These chairs were designed in 1928, and between them cover every need: there’s one for eating and studying, one for relaxing, and one for sleeping. “They were radical, at the time. A total departure from heavy, wooden furniture – they weren’t even called furniture, but interior equipment,” says Hawes.

Пять отправных точек современной архитектуры

Изложенные пять основных пунктов являются фундаментом новой эстетики. Нам не остается ничего от архитектуры прошлых эпох, столь же мало, сколько дает литературно-историческое школьное образование.

В 1922 году Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открывает свое архитектурное бюро в Париже. Пьер Жаннере на долгое время становится его сотрудником-компаньоном. В 1924 они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря по адресу ул. Севр,35 (rue de Sevre, 35). В этой импровизированной мастерской постоянно работала большая группа сотрудников Корбюзье, здесь было создано большинство его проектов.

Для выставки «Осенний Салон» 1922 года братья Жаннере представили проект «Современный город на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскребов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией. В этом и других своих градостроительных проектах — план для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) — Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог — при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.

В 20-е годы Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя. Наиболее известные из них расположены в Париже или его окрестностях. Это вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), Париж, вилла Савой в Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства — т. н. «свободный план». В этих постройках Корбюзье использовал свой кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры». 

В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже» (Quartiers Modernes Frugès). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трехэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке — ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам, — простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.

На Всемирной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба Суханово
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: